Образование сегодня становится одним из важнейших показателей и приоритетных направлений общественного развития в мире. Формирование человеческого капитала и реализация человеческого потенциала на пользу личности и общества подразумевают особую ответственность государства в построении системы образования, ориентированной на достижение результатов и удовлетворение запросов общества XXI века.
Кыргызская Республика строит гибкую, открытую, соответствующую современным требованиям, национальную систему образования, опираясь на лучшие традиции отечественного образования и международный опыт.
Государственная доктрина образования Кыргызской Республики, принятая Указом Президента Кыргызской Республики «О государственной доктрине образования Кыргызской Республики» от 27 августа 2000 года № 244, и настоящая Концепция являются основой для развития системы образования, закрепляют ценности и приоритеты, а также создают базу для конкретных шагов развития системы образования
с учетом международных обязательств Кыргызской Республики.
Концепция основывается на Конституции Кыргызской Республики, законах Кыргызской Республики «Об образовании», «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах» и других документах. Настоящая Концепция продолжает линию реформирования образования, заложенную в Концепции развития образования до 2010 года, одобренной постановлением Правительства Кыргызской Республики «О Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года» от 29 апреля 2002 года № 259.
Концепция задает опережающий характер развития образования по сравнению с другими сферами жизни, поскольку именно образование связано с развитием человеческого потенциала страны и готовит лидеров и кадры для обеспечения реформ в других сферах.
Необходимость опережающего развития системы образования является основой концепции обучающегося сообщества, которая принята ведущими странами мира и позволяет поддерживать высокий уровень развития. Для Кыргызстана развитие человеческого потенциала, включая привлечение иностранных студентов в сферы среднего и высшего профессионального образования (экспорт образования), может стать основой для регионального лидерства и обеспечить конкурентоспособность страны на региональном и глобальном уровне.
В условиях глобальной конкуренции и расширения трансграничного характера многих видов деятельности, для защиты национальных интересов и обеспечения престижа страны, система образования должна обеспечивать согласование двух базовых процессов:
- сохранение и развитие культурной самобытности, подержание национального
своеобразия и многообразия культур; - включение Кыргызстана в региональное и глобальное образовательное
пространство.
Реализация их должна сформировать контуры системы образования для обеспечения инновационного развития государства и общества.
Концепция включает в себя ряд теоретических, методологических и организационных положений, призванных мобилизовать ресурс системы образования на достижение целей развития страны.