Все – в рамках образования! Просто рамки разные

В Кыргызстане система образования дотационная. Постоянно с разных трибун слышна расхожая фраза, что «денег нет». Нет их ни на улучшение физической школьной среды, ни на достойную зарплату учителям, ни на учебники и методические пособия, ни на обеспечение всех учебных заведений республики компьютерами и Интернетом, ни на…. Список этот продолжать можно долго.

Все понятно: в стране большой внешний долг, экономика в стагнации, много и системных нерешенных проблем образовательного сектора. Но попробуем, как говаривал небезызвестный Козьма Прутков, «зрить в корень» этих проблем.

За чей счет «бесплатно»?

По данным Общественного экспертного совета по развитию образования, созданного указом Президента Кыргызской Республики №115 от 4 июня 2012 года, на сегодня сильно ограничены ресурсы на развитие образовательных организаций, несмотря на их прирост. Так, в 2005 году расходы госбюджета, например, на дошкольное образование составляли 304,1 млн. сомов ( в т.ч. бюджетные средства – 232,1 млн. сомов), в 2008 году – 703,7 млн. сомов, (в т.ч. бюджетные средства – 559,9 млн. сомов). При этом почти 45% средств ушло на заработную плату. В 2010 году – 1038,1 млн. сомов, (в т.ч. бюджетные средства – 816,4 млн. сомов), которые обеспечили всего 78% расходов на учебный процесс, питание, медицинское обслуживание детей. Недостающие 22% были покрыты за счет родителей!

Этому в условиях «бесплатного образования» содействуют многочисленные лазейки в законодательстве. Скажем, такие, как разрешение создавать «фонды поддержки школ», вносить «добровольные» взносы, производить сборы денег на охрану, оборудование, дополнительные занятия и т.д. и т.п. А существование альтернативы для старшеклассников: уборка школьной территории/класса и пр. или внесение финансовой суммы – на выбор – как бы узаканивает бытовую коррупцию.

«Куда ни кинь – всюду клин»!

Недостаточное финансирование школ и есть один из наиболее главных факторов распространения коррупции. Если в советский период школы получали достаточно финансов по всем пунктам, то сегодня они обеспечены лишь по трем статьям расходов: заработной плате учителей, отчислений в Социальный фонд и коммунальным платежам.

По словам министра образования Эльвиры Сариевой, даже обеспеченность по республике школ учебниками на начало текущего 2015-2016 учебного года составила 78%. Кроме того, что осталась нерешенной другая проблема – в рамках новых образовательных стандартов требуется не просто разрабатывать новые учебники, но и обновить их содержание.

Чинара Курбанова, специалист УДШВО МОН КР, считает, что большая «вина» за низкое качество преподавания лежит именно в области необеспеченности учащихся учебниками, а педагогов – методическими пособиями.

«Учебные программы обновляются, но Кыргызская академия образования не успевает разрабатывать сами учебники. При этом КАО установил монополию на разработку всех учебников и учебных материалов, – сообщила член Общественного экспертного совета по развитию образования при Президенте КР Замира Дербишева. – Существующая система не позволяет получать качественные учебники и учебно-методические материалы и программы по повышению квалификации педагогов. В итоге- 27% школьников не имеют возможности изучать предметы из-за отсутствия необходимой литературы и оборудования, недостатка преподавателей или низкого уровня их квалификации. Сложности возникают и с обеспечением школ компьютерами, особенно с выходом в Интернет, интерактивными досками, лабораториями и т.д.».

«В результате качество знаний выпускников школ ежегодно падает»,- констатирует директор эколого-экономического лицея №65 Ольга Солошенко.

Путь к диплому тернист и … дорог!

Академик Российской академии педагогических и социальных наук профессор Александр Кацев убежден, что из-за низких знаний абитуриентов первые два года обучения в любом высшем учебном заведении страны сводятся к закреплению школьного курса и общего развития. «У студента появляется отвращение к учебе и к университету: он начинает «разводить» зачеты и экзамены. Отсюда и коррупция».

А вот преподаватель КНУ Галина Сокрутова указывает еще на один важный фактор коррупции: педагоги получают мало от государства, поэтому добирают взятками. При этом главная проблема в том, что не только преподаватели заинтересованы в получении взяток, но и значительная часть студентов готова платить. Да и вообще коррупция в ВУЗах начинается прямо с порога университета, когда родители абитуриентов начинают искать подходы к членам приемной комиссии, деканам.

Мы ратуем за профессиональные кадры, однако коррупция в образовании приводит к тому, что будущие специалисты не обладают необходимыми навыками и в будущем это вызывает очень много проблем во всех отраслях. Так что не стоит отечественным бизнесменам удивляться, что “кадров нет!”

Реформирование без реформ

О реформировании системы высшего образования говорят все настойчивее. Но ректор БФЭА Светлана Сирмбард считает – сегодня часто идет подмена сущности реформ терминологией. «Например, была кафедра – сегодня она называется факультетом, хотя по сути ничего не меняется. Еще в 2012 году был официально зафиксирован переход Кыргызстана на 2-х уровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру, но по сей день не определено, а какими же характеристиками должны владеть бакалавр и магистр. Этот шаг у нас формальный, потому что наши образовательные программы не соответствуют тем государственным образовательным стандартам, которые приняты в Европе и США. И нет единой национальной структуры, которая выстраивает это соответствие»,- говорит Светлана Сирмбард. Также ректор указала на отсутствие государственного финансирования на разработку стандартов и высказала мнение, что нельзя утверждение стандартов проводить через правительство КР, потому что это очень трудоемкий процесс, а стандарты требуют постоянного обновления.

«Все ГОСы должны быть соотнесены с национальными квалификационными рамками, а у нас этой рамки нет»,- говорит С.Симбрд.

За годы Независимости образовательной системой не выработана даже единая терминология по одному и тому же понятию. Пагубная тенденция последних лет – частые кадровые перестановки; принятие законов, но неумение с ними жить. Яркий тому пример – Закон об образовании требует провести аккредитацию всех учебных программ, но нет критериев для аккредитации, нет и денег на эту дорогостоящую процедуру. По данным МОН КР, только одна аккредитация обойдется учебному заведению в 2 -2,5 тысячи евро! Но никто не говорит, а где их взять? Просить у доноров?!

Деньги вливаются как в песок!

Кстати, другой вопрос- какая польза образованию в КР от донорских вливаний в сектор? Чинара Айтбаева, президент ООМД «Наш Век», поделилась опытом общественного мониторинга донорской помощи сектору образования. Согласно результатам мониторинга, в сектор образования вливаются солидные внешние займы. Так, в рамках проекта «Развитие сектора образования» (1998-2014гг) Фондом Международного Развития Стран Экспортеров Нефти КР выделено $ 5 млн.

Азиатский Банк Развития в рамках этого же проекта ( 1998- 2037гг) выделил 24105 000 СПЗ (специальные права заимствования- то есть их надо умножить на 1,5, получится $ 36157500).

По словам Чинары Айтбаевой, в сектор образования привлечено кредитов, не считая займов порядка $ 41 млн, не считая внешних займов на профтехобразование.

АБР в рамках проекта «Профессиональное образование и развитие навыков-2» с декабря 2012г по август 2044г выделяет 6 634 000 СПЗ, то есть на професcиональное образование было привлечено кредитов ( не считая займов) $ 10 млн! Правда, позже этот займ был переведен в категорию гранта.
$15,5 млн долларов дал АБР на «Второй проект образования», тот же АБР из средств Японского фонда сокращения бедности выделил с 2007 по 2011 гг еще $ 1 млн на проект «Повышение доступа к качественному основному образованию для детей с особыми потребностями». Итого, гранты от АБР составили $16,5 млн. В обоих случаях исполнительным агентством выступает Министерство образования и науки КР.

Другой донор – Всемирный банк выделил на проект «Сельское образование» с 2005 по 2011 гг $ 15 млн и через этот же банк Каталитический трастовый фонд дал $ 9 млн для проекта по ускоренной реализации программы « Образование для всех» (2007-2010гг) и позже еще раз – $ 6млн на инициативы по ускоренной реализации той же программы (2011-2012гг). Итого, гранты ВБ составили $ 15 млн , а Каталитического трастового фонда – еще $ 15 млн!
В этот же период времени Комиссия Европейских Сообществ на проект ЕС «Поддержка сектору образования КР» (2010-2013гг) выделяет 2млн евро.

Дело ясное, что дело – темное

Таким образом, только общие гранты на образование в качестве прямой поддержки Кыргызстану с 2006 по 2013гг составили $ 48,5 млн! И это, не считая разных грантов и кредитов, которые постоянно «вливаются» в нашу образовательную систему от USAID, GIZ, UNICEF и других источников в рамках разных образовательных программ. Есть некоторые гранты от консульств, посольств, аккредитованных на территории КР. Скажите – много это или мало? Конечно, смотря что выбрать за точку отсчета.

Однако при таких вливаниях вряд ли стоит говорить, что на образование у страны денег нет и оправдывать падение качества образования!

«Качественное образование» без качества

«Проблема снижения качества образования в Кыргызстане за годы Независимости реальна: только за последние 4 года мы «отпрыгнули» назад на целых 7 лет,- говорит заведующая отделом мониторинга и стратегического планирования МОН КР Лариса Марченко,- Увлекшись реформами, мы забыли о качестве!!! И куда мы придем? Пока передовые и развивающиеся страны наращивают образовательный потенциал, Кыргызстан на 50 баллов отстал от Перу, занявшего последнее место в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, осуществляемой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР».

Исследования PISA и НООДУ выявили неприемлемый уровень успеваемости учащихся и доказали, что образование не отвечает потребностям учеников в получении базовых навыков и знаний, необходимых для успешной работы и жизни в обществе.

«Результаты показали очень низкий уровень по математической грамотности, по грамотности чтения и понимания и по естественнонаучной грамотности. Это очень тревожные сигналы для системы образования, – говорит директор Института гуманитарного проектирования Татьяна Третьякова,- Да и вообще у нас многие чиновники не знают, что оценка качества и реформа системы образования – разные вещи. Само понятие «качество образования» как таковое не зафиксировано на государственном уровне.

На доноров надейся – а «сам не плошай»!

Разумеется, в условиях, когда значительная часть бюджета тратится на защищенные статьи и текущие расходы и в меньшей степени – на развитие образования, вливания огромных сумм в образовательный сектор имеют целью снизить влияние негативных факторов. Но только при грамотном их распределении.

Эксперт по вопросам бюджетной политики Нуржан Токтогулова говорит: «Мы постоянно оправдываем себя тем, что денег нет. А они есть! Почему их расходование для граждан страны «непрозрачно»?».

Вот пример. Мониторинг использования внешних займов, проведенный членами рабочей группы по мониторингу внешних займов Жибек Молдоевой и Назгуль Шаяхметовой, выявил, что многие руководители ПТУ отказались давать информации, на что были потрачены донорские средства! Например, ПТУ №3 и №5 сослались на конфиденциальность информации.

Не верь ушам своим

Согласно опубликованным данным, если в 2009 году на образование было потрачено 12, 5 млрд сом, то в 2014г эта цифра составила уже 22,4 млрд сомов. «Ура! – скажете вы,- Государство поняло важность образования для его граждан и практически вдвое увеличило финансирование образовательного сектора!».

Однако все не так радужно. Если объем финансирования сектора образования в 2009г составлял 6,4% к ВВП и 25% от госбюджета, то спустя 5 лет – уже 5,6% к ВВП и только 23,5% госбюджета! Поэтому номинальный рост финансирования сектора в сомах вовсе не отражает подлинной картины качества бюджетирования отечественного сектора образования!

Проанализируем данные образовательного бюджета КР за 2014 год. Средства из государственного бюджета были израсходованы на оплату труда работников -79,7%, на приобретение товаров и услуг (сюда входят плата за коммунальные услуги, канцтовары, продукты питания, покупку угля и других видов топлива) – на 19,5% и остальная часть -1,4% – на соцпособия и выплаты, в том числе стипендии.

Картина маслом

В структуре финансирования государственного бюджета на сектор образования прослеживается следующая картина: за 5 лет доля местного бюджета уменьшилась с 68,6% до 20,1% в 2014году. Таким образом, рост на финансирование образования за счет республиканского бюджета вырос почти в 2,5 раза и составил к концу прошлого года 79,9%. Однако, республиканский бюджет на 90% финансирует заработную плату работников образования, оставляя на все остальные статьи всего 10%! А именно, в 2014г 100% республиканского бюджета 89,7% ушло на выплату зарплат. О каком уж тут развитии инфрастуктуры школ и ВУЗов, колледжей и ПТУ, о качестве преподавания и совершенствовании методик можно говорить!

Между прочим, местный бюджет распределяется более равномерно: 40,8% его ушло на оплату труда сотрудников сектора; 58,9% -на товары и услуги, из которых 21,6% составила плата за коммунальные услуги и 7,3%- за уголь для школ; прочие расходы составили 0,34%.

Цифры – вещь упрямая!

На какие же ведомства распределяется республиканский бюджет образования? 86% съедает Министерство образования и науки КР, финансируя подведомственные учреждения. В структуре бюджета МОН по ведомственной классификации на текущий 2015й год подведомственные учреждения «съели» 92,7% бюджета, подведомственные учреждения культуры и науки – по 0,9%, программа государственных инвестиций-5,2% и, надо отдать должное родному Министерству, – оно на себя потратило всего 0,2% финансов.

В структуре бюджета МОН КР на львиную долю средств забирает школьное и внешкольное образование – 71,6%. На втором месте сектор высшего образования, на который приходится 15,6%. На третьем месте – дошкольное образование -8,4%. И небольшая доля финансирования – это среднее профессиональное образование (2,2%); планирование, управление и администрирование (1,2%); государственная поддержка приоритетных отраслей науки – ни много ни мало аж 0,9%!

Обязаловка или повод для раздражения

Самым проблемным сектором эксперты назвали программный бюджет (ПБ). Это обязательная для всех министерств и ведомств программа действий, она «висит» на сайте Минфина как бюджетный циркуляр, обязательный к исполнению. Уже в апреле-месяце Минобразования обязано подготовить среднесрочный бюджет, который станет основой программного бюджета. Именно так делается во многих развитых странах мира. Цель его хорошая – обсудить вопросы бюджетирования на очередной учебный год заранее с гражданским обществом: в идеале ПБ должен быть плавающим и Министерство образования и науки должно иметь возможность апеллировать в рамках одного и того же учебного заведения. Но что касается Кыргызстана, то у нас ПБ все еще многими воспринимается «дополнительной» нагрузкой на работников ведомств. Кроме того, пока что ПБ есть только на национальном уровне, а на региональном – его нет!

Нет индикаторов – нет и проблемы

Аналогичная ситуация и с программой «Школьное и внешкольное образование». Там меры «Обеспечение образовательных учреждений лицензированием» и «Подготовка сектора образования к внедрению модели финансирования на основе широко секторального подхода SWAp» также остались без индикаторов, с помощью которых можно отследить реализацию данных бюджетных мер. Почему?! «Может, потому, чтобы отследить финансовые средства было невозможно?- говорит Нуржан Токтогулова,- Сегодня и без того ситуация сложная: деньги для сектора образования поступают в бюджет страны в целом, госбюджет распределяет их по своим процедурам. Единственная «неудобная» процедурная вещь – наличие некоей матрицы условий для перераспределения средств».
По программе «Планирование, управление и администрирование», имеющей целью координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ, такие запланированные бюджетные меры, как «Общая координация на местном уровне» и «Обеспечение мониторинга, анализа и стратегического планирования» почему-то вообще не имеют индикаторов результативности?!

Как на ладони

Кыргызская Республика связывает свои помыслы на улучшение качества жизни именно с качественным образованием. Но как изменить сложившуюся ситуацию в секторе?

Исследования НИСИ установили, что главной причиной проблем реформирования этого одного из самых консервативных секторов является слабый уровень управления процессами изменений на всех уровнях государственного управления образованием. Но экспертное сообщество не считает, что для этого надо проводить очередную реорганизацию государственных органов или менять сотрудников. Вопрос, скорее, в том, что нужно менять организационную культуру управленческих органов, инструменты и процессы управления происходящими изменениями, улучшать мониторинг эффективности процессов проводимых образовательных реформ и повышать общественное доверие к проводимым реформам. С этой целью начата реализация проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике» при поддержке Евросоюза.

Сегодня в стране создан Общественный Совет, призванный провести независимый мониторинг проблем сектора образования. Может быть, его силами решатся основные причины проблем образовательно сектора в нашей стране?!

«Ведь ОС может принести много пользы: ОС – это площадка диалога власти и общества, позволяющая сделать деятельность сектора образования прозрачной, – говорит председатель ОС при МОН КР Артур Бакиров,- При эффективной системе управления процессами реформирования образования эффективнее будут использоваться бюджетные и донорские средства; улучшится взаимная подотчетность и ответственность, основанные на достижении результатов реформирования образования».

Не потерять будущее страны

В современном мире образование является фундаментальной основой преуспевающего общества и процветания экономики. Образованные граждане – стратегический ресурс нации. Однако сегодня, по словам завотделом антикоррупционной политики Апппарата Правительства КР Тилека Саякбаева, в стране по количеству коррупционных проявлений лидируют образование и здравоохранение, более того, коррупция стала латентной!

К тому же у нас ну просто колоссальная терпимость к коррупции! Мы сегодня все чаще не порицаем факты, когда кто-то «развел» зачет или экзамен; когда читаем объявления, что курсовые можно выполнить за деньги; когда проекты делают не ради реального улучшения жизни сограждан, а для проекта и т.д. и т.п. Как говаривал Швейк: «За наличные можно получить подтверждение наличия у тебя знаний, о которых даже и не подозреваешь…» Такая модная нынче «успешность» вовлекает в свою орбиту все больше простых граждан.

Пора нам всем поменять свое мировоззрение в пользу идеалов духовности, интеллигентности и культивировать эрудицию! Один из главных путей противодействия коррупции — формирование в Кыргызстане такой интеллектуальной среды, для которой будет неприлично получать «образование» за чужой счет, а потом – рваться на высокооплачиваемые и престижные должности.

Пора, наконец, нам всем вспомнить о молодежи, которая живет в условиях процветания коррупции. Бездуховность и отсутствие идеалов уродуют их души, а значит, и будущее всей страны.

Ирина Байрамукова, day.kg