Профессиональному образованию – опыт Германии

Начало лета для отечественной системы образования ознаменовалось не только окончанием учебного года, школьными экзаменами, но также обучающим туром в Берлин для кыргызстанских специалистов разных образовательных сфер. Цель поездки для представителей МОН КР, ОС МОН КР, ВУЗов, НАН КР – ознакомиться в немецким опытом обеспечения качественного образования. Ну и в дальнейшем, конечно же, этот опыт взять себе на вооружение.

Своими впечатлениями от поездки, насыщенной тренингами, круглыми столами, организационными встречами с представителями германского академического и научного сообщества поделились Масума Баширова, директор Республиканского Научно-Методического Центра начального и среднего профессионального образования КР, и Гульзада Асанбаева, завотделом РНМЦНСПО КР.
Тем более что совсем недавно в нашей образовательной системе произошло важное событие: образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования были переданы под крыло МОН КР.

«Поэтому меня интересовал опыт разработки профессиональных стандартов в системе начального профессионального образования,- говорит Масума Баширова,- Сегодня мы не можем позволить себе сохранять систему профессиональных квалификаций, создававшуюся для индустриального периода экстенсивного развития в неконкурентной среде. Время диктует- появилась необходимость создать инструменты или механизмы, гарантирующие тесную связь системы профессионально-технического образования с социально-экономической сферой и ее реальными потребностями. И в этом отношения Германия, у которой почти 700 -летний опыт существования ремесленных палат, отличное взаимодействие образовательной сферы с бизнесом, продемонстрировала всем участникам тура огромные преимущества в создании так называемой дуальной системы. То есть когда в подготовку кадров в равной мере вовлечены бизнес и система образования.

Масума Баширова продолжает: «Особенностью образовательной системы Германии является то, что там задается ориентир не на денежные вклады в образование, а на результат. Именно поэтому с немецкой педантичностью там к решению любой проблемы подходят фундаментально, тогда как мы всегда торопимся. Скажем, взять нашу система ПТУ: порой она напрочь оторвана от требований рынка труда! Эксперты из ФРГ нам подтвердили, что в их стране в систему ПТУ сильно вовлечены работодатели. Ремесленнические палаты выставляют требования к выпускникам на основе меняющихся запросов бизнеса. Бизнес же позволяет обеспечивать учащихся современной производственной базой и модернизированным оборудованием. Нам тоже надо развивать такое социальное партнерство и понимать все выгоды от него для отечественного рынка труда. У нас же система ПТУ по сей день почему-то все еще социальная и социально- значимая. У наших ПТУ нет денег, а все средства из бюджета практически идут на оплату коммунальных услуг и зарплату педагогам и мастерам производственного обучения, но не на приобретение станков, механизмов и т.д. Мы забываем, что профтехобразование есть экономика всей страны.

Стало очевидным, а не просто понятным, что и в Кыргызстане без решения этой проблемы сложно будет рассчитывать на получение значительных эффектов от просто дальнейшего наращивания ресурсной базы подготовки кадров как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.

Масума Баширова убеждена, что положительный зарубежный опыт хоть и применяется в нашей стране при разработке профессиональных стандартов, но все же все эти наработки не имеют нормативного правового закрепления, тем самым существенно ограничивая возможности их практического применения. Причем в этой работе ключевая роль должна принадлежать бизнесу, а тот должен донести свои требования к квалификации рабочей силы в виде четких и понятных положений. Следом система образования сформирует четкие и понятные не менее значимые в этом процессе образовательные стандарты. Это обязательное условие для формирования в стране действенной экономики.

По словам Гульзады Асанбаевой, завотделом методического Центра начального и среднего специального образования, с сентября – месяца у нас должна проводиться аккредитация учебных программ. А механизмы – не прописаны. В ФРГ экспертные возможности членов аккредитационных агентств очень высоки, сами расходы на аккредитацию учебных заведений там покрывает государство, а сертификацию учебных программ- работодатели. В Кыргызстане же сначала принимается закон, а потом законотворцы задаются вопросом: а где на это все брать деньги? Кто за эту работу возьмет ответственность? Между какими ведомствами она будет разделена?
Участницы тура убеждены – опыт Германии заставил нас задуматься о том, что нам еще многому надо учиться. Да, надо признать, что в этой связи в КР были проведены исследования пяти областей нынешнего рынка труда: строительство, горнодобывающая отрасль, металлообработка, ремонт и обслуживание бытовой техники и ремонт и обслуживание компьютерной техники для выявления количественной и качественной потребности в работниках сектора экономики. АНСПО было инициировано разработать 31 приоритетный стандарт для таких отраслей экономики страны как легкая промышленность, турим, сельское хозяйство, IT-технологии, горная добыча и строительство. Качество стандартов необходимо обеспечить посредством применения функционального анализа, эффективно зарекомендовавшего себя в зарубежной практике разработки профессиональных стандартов. Ведь профессиональные стандарты – основа образовательных программ.

Важнейшая и сложнейшая задача для нас – сделать профессиональный стандарт, задающий нормативные требования к уровню квалификации работников, таким, чтобы в значительной мере он ориентировал систему образования на перспективу. Это значит, надо формировать такие компетенции, которые будут востребованы как минимум в ближайшие 5 – 10 лет. Прогностическая функция профстандарта обязательно должна опираться на широкую научно-исследовательскую базу, позволяющую прогнозировать будущую профессиональную структуру рабочей силы с учетом спроса на квалификацию, как это делается в Германии.

Чтобы сегодня Кыргызстану не останавливаться на первых сделанных на этом пути шагах, выводы для отечественной системы профтехобразования однозначны:
Нам необходимо:

1) продумать инструменты нормативного закрепления этих процессов;
2) прописать механизмы разработки и утверждения ПС;
3) определить структуру, ответственную за развитие системы ПС.

Масума Баширова и Гульзада Асанбаева благодарят организаторов поездки в Берлин. Она была возможной благодаря реализации в нашей стране проекта Европейского Союза «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике», нацеленного на поддержку образовательных реформ. Это совместный проект Фонда имени Конрада Аденауэра и Экологического Движения «БИОМ».

Ирина Байрамукова, TIME:KG