Как улучшить работу госструктур в системе образования Кыргызстана и какую роль в этом деле должны играть Общественные советы? Заседание Круглого стола на эту тему прошло 21 ноября в Бишкеке.
Дискуссия «Информационно-аналитические инструменты поддержки деятельности Общественных советов при государственных органах» состоялась в гостинице «City Hotel». Участвовали многие кыргызстанские эксперты, а также сотрудники ряда неправительственных организаций и госструктур. Встреча была организована в рамках проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в области развития образования КР», реализуемого Фондом им. К. Аденауэра и ЭД “БИОМ” при поддержке Европейского Союза.
Организатор заседания, Председатель Совета ЭД “БИОМ” Владимир Коротенко ответил на вопросы корреспондента “СА-Ir News” о дискуссии:
– Какова основная цель мероприятия?
– Создать возможность коммуникационных площадок для поддержки образовательной системы. Наш проект сфокусирован на оказание помощи деятельности Общественного Совета Министерства образования и науки КР (МОН КР), но в рамках данного мероприятия, мы решили расширить контекст и поговорить в целом об Общественных советах и их возможностях для проведения мониторинга деятельности государственных органов. В этой связи, необходимо понять, какова роль аналитических инструментов мониторинга для всех Общественных советов, какие методы анализа, мониторинга следует использовать. Сегодня гражданское общество не всегда может осуществлять полноценный мониторинг работы министерств и ведомств из-за их сложной организации. В рамках нашего сотрудничества с ОС МОН был наработан определенный опыт использования информационно-аналитических и мониторинговых методов, который на самом деле может быть применим не только к сфере образования. Кроме того, мы хотели на площадке круглого стола ознакомиться с наработками других проектов международных и неправительственных организаций, работающих с общественными советами. Для этого мы тесно сотрудничаем с Координационным советом ОС. В ходе Круглого стола мы объединили 4 группы заинтересованных сторон – это представители общественных советов, сотрудники международных проектов (которые занимаются этой проблематикой), экспертное сообщество, аналитические центры, имеющие свой инструментарий анализа и СМИ. Ключевым субъектом здесь, несомненно, являются общественные советы государственных органов, одна из основных целей которых состоит в организации связи между государственными органами и общественностью. И для общественных советов помимо информирования важными задачами являются мониторинговая и антикоррупционная деятельность. Все это, в конечном счете, направлено на содействие госструктурам в совершенствовании их работы и улучшении качества предоставляемых ими услуг населению.
– Насколько актуальна сейчас эта проблематика?
– Актуальность ее в следующем. В Кыргызстана институт общественных советов себя вполне зарекомендовал и становится все более устойчивым. В декабре этого года заканчивается двухлетний срок деятельности некоторых общественных советов и будет проходить очередной набор в эти структуры. У активистов, которые уже несколько лет проработали в этих общественных советах, у них накопился большой опыт и важно, чтобы этот опыт был зафиксирован и был доступен для применения новыми членами ОС. При этом много проектов также имеют опыт поддержки различных механизмов антикоррупционного мониторинга и анализа предоставляемых госорганами услуг. Весь этот наработки нужно «закреплять» в различных публикациях, дискуссионных площадках, интернет-пространстве и т.д. При этом общественные институты как законодательно закрепленный орган общественного мониторинга является одной из наиболее подходящей площадкой для закрепления и дальнейшего применения наработанных информационно-аналитических инструментов и методов мониторинга и оценки деятельности государственных органов.
– Зачем такая встреча нужна “БИОМу”?
– Наша организация представляет собой одну из первых после обретения независимости Кыргызстаном общественных организаций в сфере природоохранной деятельности. В 1993 году мы работали как молодежное крыло экологического движения «Алейне», а в 1997 зарегистрировались в качестве самостоятельного объединения. Число наших реализованных проектов уже перевалило за сотню. Сфера образования, в том числе Образование для Устойчивого развития, является одним из ключевых приоритетов нашей организации.
Мы принимали участие в разработке Программы Правительства по переходу к устойчивому развитию во исполнение Национальной стратегии устойчивого развития, принятой Указом Президента КР в 2012 году. Тогда мы обнаружили, что вопросы Образования для устойчивого развития должны иметь комплексный (межсекторальный) подход в двух аспектах. Во-первых, внутри самой образовательной сферы: между научным, техническим, а также гуманитарным и естественно-научным образованием. Это должно быть выражено в изменении подходов к содержанию образования, нужны новые учебники, программы и методы преподавания в школах с учетом концепции устойчивого развития. Во-вторых, должно быть постоянное взаимодействие различных ведомств и учреждений по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды. Например, необходимо следить за тем, чтобы в детских садах и школах дети не соприкасались с вредными, токсическими веществами, чтобы было не только тепло, но и светло, чисто и был свежий воздух, а также образовательные организации должны быть свободны от любой дискриминации, нетолерантности и в конечном счете быть безопасными во всех этих аспектах. Поэтому, мы работали и работаем над внесением изменений в стандарты образования и продвигаем идеи Устойчивого развития в образовательной систему, как в общем, так и в отдельных сегментах.
Соответственно, реализация заявленных в национальных стратегиях и программах задач обязательно должна подвергаться мониторингу, в чем мы видим серьезную роль ОС МОН.
– Каковы ваши пожелания членам Общественного совета МОН?
– Прежде всего, выполнять свой собственный разработанный план и сфокусироваться на вопросах содержания и качества образования, а также обеспечении безопасности детей и учителей. Кроме того, значимой представляется работа общественного совета над вопросами доступа общественности (родители, эксперты, другие представители гражданского сектора) к системам принятия решений в образовательной сфере. Если бы эти функции ОС МОН могли успешно реализовывать, то мы верим, что качество образования и жизни в стране становились бы лучше.