Образование: эпоха перемен

Новое время в молодой Кыргызской Республике проходит под знаком перемен – перемен в целях развития. Доказательство тому – официально обозначенный курс страны на Устойчивое Развитие как логически и политически обоснованный выбор. Впервые за всю историю Независимости КР признается, что экономический рост не возможен не только без рационального использования природных ресурсов, но также и без высоко образованных граждан.

Уже давно стала расхожей фраза о том, что «кадры решают все». Однако все чаще на разных уровнях слышны высказывания о том, что Кыргызстан с каждым годом утрачивает человеческие ресурсы. Причем, происходит это вопреки закону диалектики о том, что количество обязательно переходит в качество. Так, вместо 10-ти государственных ВУЗов в Киргизской ССР сегодня в 5,5 – миллионном Кыргызстане 52 ВУЗа, большинство из которых – частные, однако «на выходе» уровень будущих строителей высокоразвитого государства не соответствует вызовам нового времени. Появилось довольно много и частных, и смешанных региональных учебных заведений, которые не имеют даже достаточно качественной учебно-производственной базы.

По мнению эксперта Фонда имени Конрада Аденауэра Birgit Wetzel, если любое государство решает увеличить (уменьшить) количество образовательных учреждений, все равно решающим для оценки эффективности образовательной системы в стране остается качество отечественного образования. Потому что в контексте устойчивого развития страны только высокообразованная личность в состоянии обеспечить инновационное развитие и самого государства, и общества в целом.

«Основа Национальной стратегии развития Кыргызстана – человек»,- говорит премьер-министр КР Темир Сариев. Следовательно, эпоха перемен обязана сформировать социально-ориентированную систему образования, позволяющую кыргызстанцам овладевать знаниями и компетентностями, востребованными в обществе и необходимыми им для самореализации и для выполнения обязанностей Гражданина.

Однако, по словам Советника Министра образования и науки КР Азамата Дикамбаева, на всех уровнях получения образования существует ряд проблем. Так, только 15% дошколят получают поддержку дошкольных образовательных учреждений. Для обеспечения высококачественного школьного образования «хромают» состояние школьной инфраструктуры; уровень знаний самих педагогических кадров, призванных быть ключевыми фигурами реформ, слабый; не хватает школьных учебников не только нового поколения, но и полным комплектом учебников удается обеспечивать только одну или две параллели; не секрет, что выживать школе приходится за счет денег родителей. По словам президента ООМД «Наш Век» Чинары Айтбаевой, за счет родителей были покрыты 22% всех расходов на дошкольное и школьное образование!

Эксперт по вопросам бюджетной политики Нуржан Токтогулова также раскритиковала распоряжение бюджетными средствами на образование: в 2014г из 100% республиканского бюджета 89,7% ушло на выплату зарплат. О каком уж тут развитии инфраструктуры образовательных учреждений, качестве преподавания и совершенствовании методик можно говорить!

В итоге, по словам Заведующей отделом мониторинга и стратегического планирования МОН КР Ларисы Марченко, 2014 году всего 12% детей подтвердили свои «красные» аттестаты! А директор Агентства Социальных Технологий Зульфия Кочорбаева сообщила, что проверка качества знаний у педагогов только по Нарынской области КР выявила беспрецедентный факт: всего 38% педагогов смогли по результатам тестирования получить оценки «4» и «5» и смогли подтвердить свою квалификацию!

В системе высшего и профессионального образования экспертное сообщество также выявило ряд системных проблем. Это слабый общегосударственный и внутриорганизационный контроль, отсутствие систематизированной и последовательной образовательной политики на фоне неэффективной системы контроля качества, низкий кадровый состав, плохая материальная база учебных заведений и связь между университетами и рынком труда, неискоренимая коррупция и недостаточное развитие исследовательской функции в ВУЗах, колледжах и ПТУ. Хотя в Кыргызстане официально зафиксирован переход на 2-х уровневую систему высшего образования ( бакалавриат и магистратуру), но ректор БФЭА Светлана Сирмбард отмечает несоответствие «наших» образовательных программ государственным образовательным стандартам, которые приняты в Европе и США; а также отсутствие как единой национальной структуры, выстраивающей это соответствие, так и национальных квалификационных рамок. Также ректор указала на отсутствие государственного финансирования на разработку стандартов и высказала мнение, что нельзя утверждение стандартов проводить через правительство КР.

«Это огромное достижение страны, что новизной Программы Национальной стратегии устойчивого развития до 2017 года и плана действий стало то, что впервые именно ЧЕЛОВЕК поставлен во главу угла всех реформ, – говорит эксперт Международного Центра некоммерческого права Ноокат Идрисов, – В этом аспекте логично говорить о системе образования как индикаторе качества реализации нынешних реформ во благо эффективности политики реформирования, направленной на достижение сбалансированности между экономическим и социальным блоками с учетом влияния на окружающую среду».

По словам Ларисы Марченко, в Кыргызстане на сегодняшний день существует достаточно серьезное нормативно-правовое обеспечение, механизм внесения изменений и дополнений в нормативно-правовую базу сектора. Последние изменения датируются маем 2015 года, когда был подготовлен целый пакет изменений в Закон «Об образовании», в которых уточнены ключевые термины («магистр», «бакалавр», «инклюзия», «образование для устойчивого развития» и пр.) Такие изменения направлены на общность понимания процессов, протекающих в системе образования, а изменения, вносимые в конкретные статьи, позволят уточнить процедуры и содержание ряда процессов (проведение аккредитации, нормы отработки студентов педагогических специальностей и др.). Однако де-факто остаются нерешенными еще целый ряд вопросов.

Во все времена считалось, что качественное образование – великое достижение и необходимое условие развития любой страны. По словам эксперта из Москвы Андрея Зыбкина, образование является одним из основных базовых факторов развития государства, и в эпоху информации от образования зависит практически все. Но это так называемое «образовательное измерение» Устойчивого Развития в Кыргызстане на фоне имеющихся вызовов невозможно без общественного мониторинга и доступной для всех слоев населения информации о проводимых в секторе науки и образования реформ.

По словам Председателя ЭД «БИОМ» Владимира Коротенко, сегодня многие граждане страны не знают о реформах в секторе образования, а если и знают, то мало что в них понимают и, значит, мало могут повлиять на эффективность осуществляемых реформ. Когда же доверие народа к отечественной системе образования было серьезно подорвано, то перед властями страны встала задача заполнить пропасть между МОН КР и обществом, вернуть уважение граждан к государственным структурам. С этой целью в Кыргызстане был создан механизм общественного наблюдения за деятельностью министерств, в том числе и МОН КР, из числа опытных, авторитетных людей, кто бы ревизовал проводимые реформы и помогал знанием, компетентностью, опытом.

С целью внимательного анализа сложившейся ситуации в образовательной системе КР в стране действует Закон «Об общественных советах государственных органов». Можно казать, что ОС в кризисное время разлада образовательной системы страны с ее гражданами подставили плечо: авторитетом своих членов и их бескорыстной профессиональной работой в области мониторинга образовательных реформ они помогают частично вернуть доверие к власти.

Также указом Президента Кыргызской Республики в Кыргызстане был создан Общественный экспертный совет по развитию образования из числа представителей НПО (чья деятельность связана именно с вопросами образования) и опытнейших преподавателей для обеспечения взаимодействия власти и общества. На сегодня, по словам его члена Замиры Дербишевой, проведенный ОЭС по развитию образования при Президенте КР анализ состояния системы образования в республике определил такие проблемные зоны, как содержание и качество образования во всех звеньях системы и управление и финансирование.

Так как на ОС при МОН КР и ОЭС по развитию образования при Президенте КР возложены большие надежды общества, а такая общественная деятельность в Кыргызстане находится только на начальной стадии, то чтобы эти институты сделать более действенными и эффективными, руку помощи протянул Европейский Союз.

ЕС ставит задачу оказания поддержки Правительству КР в проведении структурных образовательных реформ. Они касаются повышения потенциала институциональных и человеческих ресурсов в области управления, финансового планирования, составления бюджета, мониторинга и отчетности в секторе образования нашей страны. Также ЕС поддерживает внедрение надлежащих процедур и системы контроля качества для обеспечения прозрачного и эффективного управления секторальными программами. Таким образом, ЕС в очередной раз свои достижения на ниве хорошего востребованного временем образования разделяет с Кыргызской Республикой.

Серьезным достижением в рамках сотрудничества ЕС и сектора образования КР является запуск в нашей стране нового проекта, нацеленного на поддержку образовательных реформ. Задача этого проекта под названием «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике» – роль и улучшение возможностей общественных советов госорганов в системе принятия решений для реформирования системы образования и повышения прозрачности реформ для общества. В проекте планируются действия по укреплению институционального потенциала и компетентности ОНС при МОН КР, улучшение взаимодействия ОНС с государственными органами и гражданским обществом для повышения уровня прозрачности и участия в процессе образовательных реформ. Важным компонентом проекта также является повышение участия гражданского общества в сфере проведения мониторинга реализации образовательных реформ и выработки значимых, надлежащих рекомендаций.

Проект «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике» финансируется Европейским Союзом и реализуется в партнерстве Фонда им. Конрада Аденауэра и ЭД «БИОМ».

Экологическое Движение «БИОМ» – это общественная некоммерческая организация, созданная в 1993 году. За более чем 20-летний период своего существования БИОМ нарастил большой опыт проектной деятельности в Кыргызстане: им успешно реализованы более 60 проектов различной экологической тематики, а в последние 3 года были активизированы усилия по работе с образовательной политикой в тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки КР.

Фонд имени Конрада Аденауэра был образован в 1955 году для ведения христианско-демократической просветительской и образовательной работы, с 1964 года он носит имя первого федерального канцлера Федеративной Республики Германии. В стране и за рубежом Фонд занимается политическим образованием, выступает за укрепление европейской интеграции, способствует развитию искусства и культуры. Своими программами и проектами Фонд продолжает вносить действенный вклад в международное сотрудничество и взаимопонимание в ЦА-регионе, поддерживает образование по Устойчивому Развитию через различные национальные программы.

Новый проект «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане» запущен в Кыргызстане на срок 30 месяцев при поддержке ЕС и разделен на 3 фазы: начальная фаза, фаза реализации и заключительная фаза.

«По завершению проекта ожидается улучшение возможностей Общественного Совета Министерства образования и науки КР , то есть ОС получит бесценный европейский опыт, станет органом с реальным потенциалом и эффективным антикоррупционным механизмом. Таким образом, гражданское общество повысит уровень участия в реформах»,- сказал местный координатор данного проекта Владимир Коротенко.

«Члены ОС при МОН КР стараются добиться открытости и прозрачности в деятельности ведомства. Их работа очень важна и потому столь же важно оказание содействия экспертному сообществу в осуществлении образовательных реформ»,- убеждена координатор проекта со стороны Фонда имени К. Аденауэра Christina Turzer.

Сотрудники проекта уже работают с интересом, творчески. Это подтвердила 4-х дневная работа в рамках международного семинара на тему «Передовые практики общественного мониторинга и оценки образовательных реформ», который прошел в Бишкеке 27-30 июня 2015г. Семинар подтвердил, что деятельность ОС при МОН КР – необходимая сегодня площадка для диалога власти и общества в решении основных недостатков качества системы образования страны, препятствующих повышению уровня жизни и созданию более конкурентоспособной экономики.

Семинар показал, что система образования становится, наконец, главным субъектом ценностей, целей и путей их достижения. Она перестает быть объектом воздействия и манипуляций со стороны государства. Поэтому сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию и к работе Общественных Советов.

ЕС поддержал в рамках нового проекта весьма эффективный антикоррупционный механизм. Сегодня продолжается большая работа: организуются встречи с рабочими группами проекта, с членами ОС, создается web-сайт проекта, обсуждается тематика информации для сайта и ее размещение.
Член ОС при МОН КР Алмаз Тажибай обозначил важные направления работы ОС: разработка стратегии образования, стандартизация государственных образовательных услуг, анализ изменений в законы об образовании и бюджетирования сектора, доступность граждан к исчерпывающей информации, обсуждение текущих вопросов работы министерства, обеспеченность школ учебниками и их содержание, прозрачность проведения тендеров, готовность школ к полноценному учебному процессу, наличие единой школьной формы, качество детского питания и т.д. и т.п.

Алмаз Тажибай солидарен с остальными членами ОС при МОН КР: у отечественной системы образования в лице Европейского Союза появилась серьезная точка опоры. А она, как известно, способна перевернуть, ну если не весь мир, то хотя бы систему нашего образования.

Ирина Байрамукова