В школе хорошо, а дома лучше?

Наступивший 2017-й Указом Президента объявлен Годом нравственности, воспитания и культуры. Несомненно, перечисленные человеческие качества закладываются в каждом ребенке с детства в семье. Ведь именно там он получает первые жизненные уроки, образцы поведения, формируется его личность. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, преступность, как правило, — результат отрицательных отношений в семье и образа ее жизни. Сегодня жизнь тяжела и сурова. Во многих семьях исчезают теплота и сердечность, возрастает дефицит общения.

Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. А от избытка любви маленький человечек становится эгоистом, избалованным, зазнайкой. Воспитание в семье нуждается в необходимой дозе родительской любви. Она обеспечивает полноценное развитие и счастье ребенка. И как бы взрослые ни уставали на работе, насколько бы ни были заняты и в каком бы настроении ни пребывали, они обязаны дать порцию внимания и заботы своим чадам. Ошибка многих мам и пап в том, что, отправив ребенка в школу, они думают: «Мы воспитали его до этой поры, теперь задача школы заниматься им».

В школе хорошо, а дома лучше? Родители должны вести ребенка с 1-го по 11-й класс «за руку», знать его успехи и неудачи в школе, поддерживать во всех начинаниях, учить его общению с одноклассниками и взрослыми.

Если в доме нет взаимопонимания между родителями, то дети идут на улицу, которая сильнее любого воспитателя. Такая беда не обходит многие семьи — ни малоимущие, ни обеспеченные.

Трагедия в том, что у родителей неправильное понимание слова «воспитание». «Я его одеваю, обуваю, кормлю, даю денег на карманные расходы, что ему еще нужно?». Надо уделять достаточное внимание. Если на душевные беседы не всегда есть время или не хватает денег на его потребности (купить брюки или портфель), то нужно причины доходчиво объяснить, тогда он не станет обижаться.

В школе хорошо, а дома лучше? По мнению директора столичной школы-гимназии №24 имени Аалы Токомбаева Анары Абдураимовой, Указ Президента очень актуален. Будущие поколения должны вырасти нравственно и духовно богатыми.

«Каждый из нас является свидетелем процветающей повсюду безнравственности. Люди перестали ценить и уважать друг друга. Изменились человеческие ценности, которые в отличие от моды должны оставаться неизменными. Ведь без таких качеств, как совесть, ответственность, честность, правдивость, порядочность, человек не может им называться», — отметила она.

Школа уделяет много внимания духовному обогащению детей. Ежедневно на уроках учителя преследуют не только обучающую, развивающую, но и воспитательную цели. «Ключевым предметом является литература, поскольку на примерах героев легко объяснить детям, что хорошо, а что плохо», — говорит Анара Хабибовна.

Педагоги проводят классные тематические часы, направленные на повышение уровня воспитанности учащихся, расширение их кругозора. На них дети учатся быть терпимее по отношению друг к другу, любить свою Родину, школу, уважать родителей и взрослых, а также бережному отношению к окружающей среде.

В школе хорошо, а дома лучше? Огромную роль в развитии ребенка играет и его досуг. В гимназии имеются различные кружки по интересам. Как пояснила Анара Хабибовна, большим спросом пользуется танцевальный. Дети объединяются в коллектив и выступают на всех мероприятиях. Школьники также играют в шахматы (у них первые места на городских соревнованиях), занимаются вокалом, лепкой из глины (имеется гончарная печь), рукоделием, оригами, изобразительным искусством и т. д. Кстати, о вокале и танцах. До своего ухода из жизни председатель Совета ветеранов Тарас Токомбаев являлся частым гостем и хорошим другом школы. На День Победы рассказывал ученикам, как тяжело она далась. Убедительно просил любить Родину и всегда помнить подвиги павших ради мирного и светлого будущего. А благодарные дети готовили для него и других гостей — ветеранов ВОВ, которых он с собой приводил, концерты. Они исполняли патриотические песни, ставили трогательные постановки, читали стихи, исполняли национальные танцы. Зрителем на концертах несколько раз была и я, поэтому могу судить о талантах деток. Некоторые из них — победители зарубежных вокальных конкурсов. И это подтверждает, что кружки и другая дополнительная работа со школьниками приносят положительные плоды, повышают их нравственный и культурный уровень, помогают им найти призвание. «Мы стараемся раскрыть талант в каждом ребенке», — признается директор.

Дети также повышают интеллектуальные способности, участвуют в международных конкурсах, создают уникальные научные проекты. А на прошедшей недавно городской олимпиаде они заняли 8 призовых мест. «Мы сотрудничаем с санкт-петербургской школой №67. И летом в День России прошел совместный видеоурок «Знаешь ли ты свою страну». Это была викторина, на которой наши школьники соревновались с российскими в знаниях родного края. В итоге счет оказался равным и дети, как истинные патриоты, остались горды тем, что не проиграли», — продолжила Анара Абдураимова.

В школе хорошо, а дома лучше? В гимназии также проводятся различные плановые мероприятия, способствующие духовно-нравственному развитию учеников, привитию им трудолюбия и патриотизма, — акции милосердия, День пожилых, празднование Дня Победы, интеллектуальные марафоны, благотворительные концерты и т. д.

К примеру, акции милосердия организовываются при необходимости оказать помощь определенному ребенку, в случае если он серьезно заболел либо остро нуждается в материальной или моральной поддержке. Одноклассники дружно собираются и вместе с учителем распределяют задачи — кто за что в ответе, кто чем поможет.

Детки школы организовывают благотворительные концерты для сверстников, оказавшихся в детских домах. Приглашают их в гости, а также сами посещают ребят с веселой развлекательной программой, для того чтобы подарить улыбки и подружиться. С такой же теплотой и заботой они относятся к пожилым, не только выступают для них, но и навещают их дома, в главные праздники разносят приготовленные силами каждого класса продуктовые пакеты. Подобные поступки школьников раскрывают их внутренний мир, демонстрируют доброжелательный настрой по отношению к окружающим, что, несомненно, радует. «В нашей школе учатся вежливые, добрые, неконфликтные и соблюдающие этикет дети. Они считают себя одной большой семьей. Старшие заботятся о младших, младшие уважают старших. Слава богу, рэкета, вымогательства и драк у нас нет. Преподавательский коллектив профессиональный, дружный и сплоченный. Работают два психолога. Безусловно, все это я считаю главными достижениями нашей гимназии», — поделилась Анара Абдураимова.

В школе хорошо, а дома лучше? Нельзя не согласиться с тем, что огромная заслуга в том, что в стране подрастает достойное поколение, конечно же, принадлежит школам, прививающим ученикам те важные качества, которыми не всегда владеют родители. «Было бы замечательно, если государство на таком же высоком уровне подняло вопрос об ответственности родителей за воспитание собственных детей. Если они сами не обладают культурой, должным воспитанием и скидывают свои функции на учителей, то какой спрос тут может быть с детей?» — сетует директор.

По ее словам, был случай, когда родители забыли забрать маленьких дочек из школы. «Как-то раз в десятом часу ночи мне позвонил охранник и сообщил, что две сестры — ученицы младших классов — до сих пор находятся в учебном здании и в слезах ждут взрослых. Такой безответственности от их мамы с папой я не ожидала. Помню, уже сама собиралась выехать за девочками, чтобы забрать к себе. Однако очнувшиеся родители все-таки вспомнили о дочках и успели за ними до меня. Как оказалось, просто понадеялись друг на друга, а в результате никто вовремя за детьми не пришел. Конечно же, я провела с ними профилактическую беседу, — рассказала А. Абдураимова. — На самом деле это огромная беда, когда родители не видят, в чем их ребенок ушел в школу, не интересуются, поел ли он, сделал ли домашнее задание, что у него в портфеле? Более половины учеников у нас бесхозные», — с печалью констатирует она.

По мнению директора, проблема носит социальный характер. К примеру, многие родители, оставляя детей родственникам, уезжают на заработки. При этом они не понимают, насколько тяжело переживают эту разлуку их чада. В результате психика ребенка ломается, он становится обиженным сначала на самых близких людей, а потом и вовсе на весь мир.

И деньги, которые отправляют родители на покупку подарка и разные нужды в качестве компенсации, конечно же, не заменяют недостающие теплоту, любовь и заботу. Немало учеников и из разведенных неполных семей, которых воспитывают мамы-одиночки. «Жаль таких деток. Больно смотреть на эти сломанные судьбы! Они уходят в себя, становятся колючими. Конечно же, мы стараемся им помочь, окружить вниманием, с ними беседуют наши психологи. После определенных усилий заметны положительные изменения. Ребенок меняется, начинает быть жизнерадостным, открытым».

До обращения в 24-ю школу я обзвонила несколько других, чтобы выяснить, есть ли в них такой педагог? Но, увы, найти его в общеобразовательных организациях не смогла! Если уже в столичных школах с психологами дефицит, то что говорить о регионах или удивляться, что школьники группами стали играть в опасную игру со смертельным исходом.

Конечно же, найдя наконец-то школьного психолога, я не упустила возможности побеседовать с ним, выяснить, с какими в основном проблемами обращаются дети?

Как говорит Назгуль Кыштобаева, за четыре года ее работы в школе она сталкивалась с разными случаями. Но причина их одна — недостаток родительского внимания.

— Вроде бы семья благополучная, обеспеченная, а дети страдают. Побеседуешь с родителями, а они признаются, что не могут уделить даже 10 минут ребенку из-за сильной занятости, — рассказывает она.

В результате у ребенка, особенно у подростка, в голове возникает масса вопросов, на которые ему важно получить ответ. И поэтому чаще всего они сами приходят к Назгуль Джамалбековне. Естественно, такой контакт между учениками и психологом возник не сразу. Его пришлось налаживать целый год.

— Сначала работать было тяжело. Дети боялись обращаться, поскольку путали нас с психиатрами. В этой связи первый год мы с моей коллегой потратили на разъяснение нашей миссии, создание доверительных отношений. Дали понять ученикам, что являемся для них добрыми помощникам, которые всегда готовы выслушать и дать совет, — продолжила психолог.

Самая уязвимая категория, по ее словам, дети, чьи родители находятся в разводе. Бывает так, что мамы рядом нет, потому что она бросила ребенка с отцом по неизвестной причине и никакого участия в его воспитании не принимает. Потом ее заменяет мачеха, папа в таких обстоятельствах тоже может отдалиться. В итоге ребенок предоставлен самому себе.

— Такие дети очень сильно ощущают нехватку матери, особенно в подростковом возрасте. Поэтому за ними веду постоянное наблюдение. Сами они тоже уже привыкли ко мне и заглядывают чуть ли не каждый день, раскрывают душу. Но есть такие ребята, которым трудно объяснить, что у них происходит внутри. Тогда прошу их нарисовать рисунок. По нему вижу эмоциональное состояние ребенка.

А вот школьники старшего подросткового возраста (15-17 лет) в процессе становления личности часто сталкиваются с проблемами несовпадения реалии и мечтаний. Если что-то у них не получается, тоже тяжело переживают. С глобальным вопросом: «А как мне без этого жить дальше?» — они приходят к психологу. И хорошо, что они идут за ответом к нам, а не на улицу, — заметила специалист.

— Первыми помощниками психологов являются классные руководители, которые лучше родителей замечают, что у ребенка явно появились какие-то внутренние проблемы и поведение изменилось. Они обращаются к нам с просьбой поработать с учеником, выяснить причину проблемы и помочь. После мы просим преподавателя под скрытой причиной с каким-нибудь поручением отправить ребенка к нам. При этом ни в коем случае сходу не начинаем откровенного разговора, чтобы не испугать. Подходим, так сказать, издалека, постепенно располагая его, чтобы он сам захотел открыться.

Приведу примеры. Ко мне обратился ученик старшего класса. Его проблема заключалось в том, что его не слышали родители. Каждый раз, когда он обращался к ним, получал отпор. Мол, заняты, не тревожь по всякой ерунде. Когда поговорила с его отцом и рассказала, как переживает нехватку родительского внимания сын, ему стало стыдно. Ему казалось, что ребенку всего хватает и он ни в чем не нуждается.

Еще один случай. Одна ученица болезненно реагировала на плохие отметки. Страдала так называемым синдромом отличницы. Это был результат сильного давления родителей. Мы им объяснили, что у девочки хорошие успехи, поведение. И не надо требовать от нее больше, чем она может. В итоге они осознали свою вину, ребенок перестал переживать, — подвела итог психолог.

Таким образом специалист старается услышать, понять и помочь каждому ребенку. Правда, как она признается, охватить всех тяжело, поскольку детей в школе очень много — около 2 600 человек. При этом здание рассчитано на 700 мест. В каждом классе — в среднем 50 учеников. Школе необходима разгрузка, которую может обеспечить пристройка дополнительного учебного корпуса.

Готовя материал и преследуя цель выяснить обстановку в школах, каков сегодня в целом уровень нравственности подрастающего поколения и какие усилия вкладываются преподавательским составом общеобразовательных организаций в духовное обогащение своих учеников, я, конечно же, понимала, насколько огромен масштаб поиска ответов на данные вопросы. Ведь школ в республике 2 218, учеников — 1 млн. 91 тысяча 260 человек. И, конечно, по единственному положительному примеру школы-гимназии №24, в которую я пошла, судить об общей картине нельзя.

Однако вопросы качества образования в настоящее время находятся в фокусе внимания всего общества. Поэтому одной из главных задач реформ в сфере образования являются выработка единого для всех субъектов образовательного процесса понятия качества образования и реализация мер по ее достижению.

Этот вопрос неоднократно обсуждался в рамках совместного проекта Фонда им. К. Аденауэра и ЭД «БИОМ» «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике», реализуемого при поддержке Европейского союза.

Хотя в нормативных документах Кыргызстана до сих пор нет определения понятия «качество образования», само оно широко используется. Большое внимание вопросу уделяется в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики и новой программе правительства Кыргызской Республики «Стабильность, доверие и новые возможности», где в разделе 2.9 «Развитие человека как основа будущего» одним из ключевых понятий является формирование качества человеческого капитала как главного фактора успеха страны. В связи с этим «в сфере образования… акцент должен быть сделан на качестве предоставляемых услуг».

Совместный проект Фонда им. К. Аденауэра и экологического движения «БИОМ» имеет целью повышение роли и улучшение возможностей участия гражданского общества в системе принятия решений в сфере образования и повышения прозрачности реформ для общества. Он направлен на улучшение возможностей обмена мнениями между государственными структурами, включая Министерство образования и науки КР, и гражданским обществом, а также повышение экспертного потенциала в области образования. Большое внимание в проекте уделяется вопросам вовлечения гражданского общества в разработку политики, принятие решений и их имплементации в системе образования посредством создания структурированных механизмов сотрудничества и проведения многосторонних консультаций.

Как сообщила член общественного совета Министерства образования эксперт Айнура Тентиева во время обсуждения, чаще поступают заявления от граждан о нестандартных ситуациях, с наболевшими вопросами, жалобами на систему образования. Что касается школы и учителей, то здесь при огромном авторитете и влиянии в начальной школе преподаватели зачастую утрачивают авторитет в старшей. Оценки превращаются в систему наказания за любые проступки, учителя открыто обсуждают детей в классе, что воспринимается очень болезненно, особенно в подростковом возрасте. Элементарный пример — введение школьной формы сопровождалось немыслимыми мерами в отношении детей со стороны школы. Что говорить о сложном учебном процессе. Поэтому общественный совет поддерживает скорейшее внедрение нового Государственного стандарта среднего образования (2014 г.), который коренным образом меняет его цели. По новому стандарту воспитательная роль школы выходит на первый план, и в этой роли учебное заведение будет учить не дисциплинированности и вышколенности. Две задачи из шести напрямую относятся к воспитательной роли:

— воспитание у учащихся самостоятельности, инициативности и способности к самоорганизации, умения брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь;

— формирование гражданской культуры, толерантности, умения отстаивать права с целью успешной социализации. Можно далее цитировать госстандарт, где говорится о культуре и нравственности, любви к Отчизне и толерантности, правах и ответственности. Главный вопрос: как все это внедрить в нынешнюю школу?

Мониторинг внедрения новых образовательных программ и подходов в школе будет главной задачей ОС МОН на ближайшие годы. Эта работа уже началась при весомой и своевременной поддержке проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике».

Аида Ширинова, Слово Кыргызстана