Сегодня страна продолжает путь устойчивого развития. Важным пунктом в этом направлении является улучшение качества образования. Ведь именно от данного приоритета зависят экономические, социальные показатели и даже сохранение здоровья нации.
Конечно же, фундамент знаний закладывается в школах, которые сегодня стремятся перейти от советской модели обучения к современным образовательным стандартам. Есть определенные успехи, но и трудности при внедрении таких новшеств, как информационные технологии, многоязычие и т. д. Для создания доступа к образованию и безопасной образовательной среды Министерство образования и науки за последние два года провело огромную работу по капитальному ремонту и строительству сотни новых школ. Ветхие аварийные здания тщательно отремонтированы либо снесены и построены заново. Но означает ли это, что у учеников появилась безопасная образовательная среда? А как же экологические требования и создание здоровьесберегающей атмосферы? Оптимальна ли температура в помещении, какова влажность в них, воздухообмен, содержание пыли, отсутствуют ли неприятные запахи, не токсичны ли мебель или краска, которой покрашены полы или стены, достаточно ли озеленены учебные кабинеты.
Напомним, в прошлом году постановлением правительства принята программа «Безопасные школы и дошкольные образовательные организации в Кыргызской Республике на 2015-2024 годы», направленная на минимизацию последствий землетрясений и иных стихийных бедствий. Разработан план действия по ее реализации. 2 222 здания школ и 806 детских садиков проверены на безопасность.
В результате выяснилось, что практически во всех средних учебных заведениях сельской местности туалет расположен на территории, и только в 14,3% городских школ он находится внутри зданий. В большинстве случаев это старые, грязные постройки из досок, шлакоблока или кирпича, содержащиеся в антисанитарном состоянии. Частые заболевания (кишечные — вследствие отсутствия воды для мытья рук, простудные — из-за того, что туалеты расположены далеко от зданий и т. д.) становятся причиной снижения показателей здоровья детей.
К слову, существующая нормативно-правовая база содержит строгие правила безопасности условий в школах, развернутый и подробный набор требований к качеству питьевой воды, санитарно-эпидемиологические нормы в отношении широкого спектра объектов и процессов.
Сегодня созданию безопасной среды в школах уделяет внимание не только само Министерство образования и науки, но и общественный совет, задача которого — взаимодействие с ведомством в вопросах продвижения политики реформирования образования. При поддержке проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования», реализуемого общественным объединением «Экологическое движение «БИОМ» в партнерстве с фондом имени Конрада Аденауэра при поддержке Европейского союза, общественный совет получил возможность активно продвигать вопросы улучшения среды и мониторить результаты деятельности министерства.
Как пояснил координатор проекта глава ЭД «БИОМ» Владимир Коротенко, программа сфокусирована на оказании помощи деятельности общественного совета Министерства образования и науки, для чего надо использовать возможности совета как связующего звена с обществом. Уже формируются инструменты мониторинга, с помощью которых совет может отслеживать эффективность деятельности министерства и вырабатывать рекомендации по повышению ее качества. Сегодня гражданское общество не всегда может изучать работу министерств и ведомств из-за сложной организации этого процесса.
— В рамках нашего сотрудничества с ОС МОН наработан определенный опыт использования информационно-аналитических и мониторинговых методов, который на самом деле можно применить не только к сфере образования, — пояснил В. Коротенко.
ЭД «БИОМ» представляет собой одну из первых возникших после обретения независимости Кыргызстаном общественных организаций в сфере природоохранной деятельности. С 1993 года оно работало как молодежное крыло экологического движения «Алейне», а в 1997 зарегистрировалось в качестве самостоятельного объединения. Число реализованных организацией проектов уже перевалило за сотню. Сфера образования, в том числе для устойчивого развития, стала одним из ее ключевых приоритетов.
Участвовала организация и в разработке программы правительства по переходу к устойчивому развитию в рамках Национальной стратегии устойчивого развития страны.
— Тогда мы обнаружили, что вопросы образования должны иметь комплексный (межсекторальный) подход в двух аспектах. Во-первых, внутри самой образовательной сферы: между гуманитарным, естественно-научным, техническим образованием. Это должно выражаться в изменении подходов к содержанию образования, нужны новые программы, учебники и методы преподавания в школах с учетом концепции устойчивого развития.
Во-вторых — постоянное взаимодействие различных ведомств и учреждений в обеспечении безопасности образовательной среды. Например, надо следить, чтобы в детских садах и школах дети не соприкасались с вредными, токсическими веществами. В помещениях должно быть не только тепло, но и светло, чисто с доступом свежего воздуха.
Образовательные организации должны освободиться от любой дискриминации, нетолерантности и в конечном счете стать безопасными во всех аспектах. Поэтому мы работали и работаем над внесением изменений в стандарты образования и продвигаем идеи устойчивого развития в систему как в общем, так и в отдельных сегментах. Более того, реализацию заявленных в национальных стратегиях и программах задач обязательно надо мониторить, в чем мы видим серьезную роль ОС МОН, — отметил Владимир Коротенко.
В свою очередь эксперт по вопросам безопасности в школах член наблюдательного совета при МОН Эмиль Шукуров подчеркнул, что в вузах, где 50% учебной программы уделяется спецкурсам, студентам можно без лишних барьеров прочесть лекции об изменении климата и т. д.
— Сейчас нужно вводить новшества и в школах, но это намного сложнее. Поскольку в университетах система принятия решения более сфокусированная. Учебно-методические объединения, профессорско-преподавательские составы понимают важность проводимой реформы и становятся партнерами. Хорошо, если подобная практика стала бы характерна и для школ.
Вообще понятие «безопасная школа» очень содержательное и включает в себя много пунктов. Один из них — экономическая грамотность учащихся.
— Дети должны уметь жить в правильном экономическом мире, — считает Эмиль Шукуров.
С другой стороны, это социальные и гуманитарные знания. Школьников необходимо учить толерантности, прививать понимание и уважение к разным культурам, дабы они «разговаривали на одном языке», то есть понимали друг друга. Знали, что они разные, но равные, и между ними нет места конфликтам. Отсюда вытекает следующее направление — психологическая безопасность детей.
Чтобы ни они друг другу, ни учителя, ни родители не доставляли психологических проблем. Также важно прививать ученикам бережное отношение и любовь к природе, чтобы, став взрослыми, чиновниками и управленцами, они не принимали негативных для нее решений.
— Следует развивать страну, не отбирая ценные природные ресурсы у будущих поколений, оставляя им возможность жить хорошо. Поэтому у детей нужно формировать экологическую компетентность. Важное значение приобретает и знакомство ребят с понятием энергоэффективности, понимание ими роли возобновляемых источников энергии в формировании нашего и будущего мира.
Школьников надо обучать и управленческим качествам, умению принимать собственные решения, брать на себя ответственность за них.
— У нас в стране молодое поколение этому вообще не учат! Хотя компетентность — тренд всего мира, — заметил Эмиль Шукуров.
Нельзя забывать и про конкретную учебную среду, в которой занимается ребенок. Например, следить за адекватным освещением для обучения. И если в воздухе, которым дышат ученики, большое содержание углекислого газа, а температура в классе низкая, то при таких условиях не до учебы.
По словам заместителя директора школы-гимназии координатора программы «Здоровые школы» Веры Савочкиной, дирекция каждой общеобразовательной организации должна задаваться вопросами: «Насколько безопасна школа?», «Достаточно ли она озеленена как снаружи, так и внутри?», «Каково состояние вентиляции в ней?»
— Ни в коем случае не допустимо наличие токсичных веществ. Я не говорю сейчас про кабинеты химии. Там свои меры безопасности. Закупаются некачественная мебель, китайские материалы, никем не проверяемые, выделяющие химические вещества, краска со свинцом. Все это представляет большую опасность для подростков. Проблема в том, что никто на это не обращал внимания. Кто у нас определяет стандарт для закупщиков при приобретении безопасных товаров для детей? — тревожится она.
Чем больше растений в классе, тем лучше. Они не только украшение, но и важный компонент безопасной среды, поскольку фильтруют воздух, делают его чище, забирая углекислый газ. Но и здесь есть требование. На подоконниках нельзя размещать ядовитые, колючие и очень большие растения. Не надо забывать и про кухню. Продукты для детей должны закупаться не генетически модифицированные, а экологически чистые, выращенные с помощью хороших технологий. Санэпидемстанция контролирует школьное питание, но не в достаточной мере и только с точки зрения содержания бактерий, но не пищевой безопасности.
— Школа — это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Экологически безопасная школа — это не только здание, где проходят уроки. Главное требование здесь — сохранение здоровья. Школа — это место, свободное от вредных воздействий, где поддерживается физическое, умственное и социальное благополучие ребенка. Высокая работоспособность учащихся сохраняется длительное время, если учебная и производственная деятельность протекает при благоприятных микроклиматических условиях и световом режиме помещений, правильном подборе мебели, красивой внутренней отделке интерьеров, — отмечает Вера Савочкина.
Как же отслеживается соблюдение санитарных стандартов? Имеется специальный орган, но достаточно ли у него сил проводить такую проверку всех школ?
В рамках проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования» проведен анализ всех учебных программ. Результаты переданы в виде рекомендаций Министерству образования и другим ключевым ведомствам. Сейчас их следует превратить в четкий план действий.
— И сейчас мы с экспертами и представителями общественного совета МОН готовим управленческий документ, в котором по пунктам изложим, как необходимо работать дальше, — пояснил Владимир Коротенко.
Параллельно проводится мониторинг по уровню безопасности в школах.
— Мы планируем разработать три методические рекомендации для того, чтобы по конкретным параметрам каждый районный отдел образования мог осуществлять как средовой, так и программный анализ состояния своих образовательных организаций.
— Если эти функции успешно реализуются, качество образования и жизни в стране станет лучше. Ведь все мы желаем, чтобы дети учились в здоровой образовательной среде. Они — наше будущее. И их безопасность должна стоять на первом месте. Главное, у нас есть опыт в этом направлении, и мы знаем, как это сделать, — заключил В. Коротенко.