Это важное событие проходило в Национальной филармонии 26-28 августа 2015г с целью обсуждения актуальных вопросов и внесения предложений для реформирования сферы образования с участием высшего руководства страны, МОН КР и педагогов со всех регионов Кыргызстана, экспертного и научного сообщества.
Координаторы проекта «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане», который реализуется в КР с начала текущего года, не остались в стороне от данного события. Напротив, они активизировали усилия по работе с образовательной политикой и тесно взаимодействуют с МОН КР в вопросе формирования человеческих ресурсов- главного богатства нашей страны.
На съезде работало 11 секций, объединенные в 5 блоков. В том числе, в работе секций приняли участие и члены команды проекта «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане». Одним из руководителей секции блока – Партнерство в образовании, секции – 4 по направлениям «Воспитание учащихся: партнерство семьи, школы, сообщества», «Потенциал многоязычного образования для интеграции общества» была Дербишева Замира Касымбековна. В блоке – Конкурентоспособность профессионального образования и науки, одним из руководителей секции – 10, по направлению «Педагогическое образование» была Сирмбард Светлана Рустамовна.
Одним из руководителей блока – Инновации в дошкольном и школьном образовании, секции – 7 по направлениям «Развитие инновационных школ как новой формы организации образования и управления» и Управление инновационной деятельностью в организациях образования» была Марченко Лариса Юрьевна.
В блоке – Инновационное развитие – для конкурентоспособности профессионального
образования и науки, секций 8-10 по теме «Стандарты нового поколения НПО, СПО, ВПО и (независимые) институты оценки качества и аккредитации (КНУ)» со-руководителем была также Светлана Рустамовна Сирмбард.
В настоящее время в Кыргызстане насчитывается 1 тыс. 62 детских сада, 2 тыс. 207 школ, 101 профессионально-техническое учреждение и 55 вузов. В этих учреждениях получают знания 1 млн 529 тысяч учащихся и трудятся свыше 100 тысяч педагогов.
Однако, по мнению специалистов, сегодняшнее положение в сфере отечественного образования вызывает у кыргызстанцев противоречивые чувства. С одной стороны при ограниченных государственных ресурсах с каждым годом увеличиваются расходы на образование: только за последние 5 лет они возросли с 12,5 млрд сомов/год до 25,4 млрд/ сомов/год. А это ни много – ни мало, а 23,4% или четвертая часть от всего объема республиканского бюджета. «Ни одна страна в мире не вкладывает такой процент бюджетных средств в образование»,- констатировал А. Атамбаев. С другой, постоянно падает престиж профессии учителя и снижается качество образования.
В связи с этим на съезде было озвучено, что для воспитания нового гражданина Кыргызстана, то есть «интеллектуально и физически развитого, грамотного, здорового, свободно владеющего несколькими языками, счастливого и успешного», нужны образовательные реформы. И их главная фигура – учитель.
С целью поднятия престижа профессии учителя в Кыргызстане первым шагом станет повышение с 1 сентября текущего года зарплаты через увеличение базовой ставки оплаты за час преподавательской работы. Для большинства учителей зарплата поднимется до 50%, а для учителей начальных классов- на 80%. В целом на повышение зарплаты учителям в 2015 году дополнительно будет выделено 2,2 млрд сомов, а в 2016 году – уже 6,6 млрд сомов!
Накануне съезда в июне-месяце Правительством КР была принята Программа «Безопасные школы и дошкольные образовательные организации на 2015-2024гг», согласно которой ежегодно 200 зданий школ и 80 зданий детсадов будут обновляться как в виде нового строительства, так и в виде реконструкции и капремонта на средства из республиканского бюджета по статье «Капитальные вложения».
На сегодня в утвержденный список капстроительства вошли 230 объектов образования. По словам Темира Сариева, взамен отслуживших свой срок аварийных школ будет построено и открыто 66 новых. Премьер отметил, что правительство в этом отношении выполняет работу по возврату незаконно приватизированных детских садов, результатом чего было возвращение назад 119 детсадов.
В настоящее время, как было отмечено на съезде, около 80 тысяч детей не посещают школу или посещают только частично. А охват дошкольным образованием, по данным МОН КР, – только 13,4 % от количества 3-6-летних детей в стране. К примеру, в Республике Казахстан процент охвата дошкольным образованием – 45 %, в Украине – 49 %, в России – 58 %, а в Республике Беларусь – 100 %. Сегодня также внедрена 480-ми часовая программа дошкольной подготовки, в этих целях со стороны правительства в дополнительном порядке предусмотрено около 60 млн сомов.
Съезд поставил задачу повышения качества образования. По инициативе МОН КР Правительство страны уже приняло Государственный образовательный стандарт нового типа, построенный на основе определения ключевых компетентностей учащихся, что полностью меняет общие подходы к воспитанию детей и обеспечивает готовность личности к успешной деятельности в социальной и профессиональной сферах. Новый стандарт предполагает обновление Базисного учебного плана, в котором каждому предмету уделяется не менее 2-х часов и идет акцент на усиление подготовки учащихся по естественным дисциплинам. Соответственно, изменяется политика разработки и издания учебников в части предоставления более широкого доступа и выбора, особенно к электронным бесплатным версиям. Для этого утверждены двухсторонний и трехсторонний форматы договора между авторами, издательствами и МОН КР о последующей передаче авторских прав Министерству образования. На сегодня обеспеченность школ учебниками составляет 75,1% , в ближайшее время планируется эту цифру довести до 78%.
По данным МОН КР, этот стандарт позволит также увязать продвижение по карьерной лестнице с получением дополнительных надбавок к зарплате. Таким образом, внутри системы школьного образования создается объективная система, которая создает барьер для худших и мотивирует лучших в профессии.
Итак, участники съезда определились на болевых точках. Дан старт позитивным переменам.