Повышение роли общественных организаций в развитии политики качества образования

Вопросы качества образования в настоящее время находятся в фокусе внимания всего общества. Поэтому одной из главных задач реформ в сфере образования является выработка единого для всех субъектов образовательного процесса понятия «качество образования» и реализация мер по его достижению.

Данные вопросы были в центре обсуждения Круглого стола “Повышение роли общественных организаций в развитии политики качества образования”, который состоялся 16 ноября 2015 года в рамках совместного проекта Фонда им. К.Аденауэра и ЭД «БИОМ» «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике», реализуемого при поддержке Европейского Союза.

В обсуждении приняли участие представители Министерства образования и науки КР, преподаватели школ и вузов, члены Общественного экспертного совета по образованию при Президенте КР, Общественного совета Министерства образования и науки КР, эксперт по вопросам развития образования из Российской Федерации. Всего в работе Круглого стола участвовали около 40 человек.

На Круглом столе выступили: д.э.н. Андрей Зыбкин, эксперт проекта из г. Москвы, который сделал доклад на тему «Опыт Российской Федерации по построению механизмов оценки качества образования и участия экспертов гражданского общества»; Светлана Сирмбард, ректор БФЭА, национальный эксперт по реформированию высшего образования в КР, выступила с презентацией «Оценка и повышение качества образования: проблемы и перспективные стратегии». Третий доклад, представленный Ларисой Марченко, заведующей отделом мониторинга и стратегического планирования МОН КР, был посвящен теме «Формирование механизмов учета потребностей общества по вопросам результатов качественного образования».

В ходе общего обсуждения участниками Круглого стола было отмечено, что данная тема является актуальной и своевременной. Хотя в нормативных документах Кыргызстана до сих пор нет определения понятия «качество образования», само оно широко используется. Большое внимание этому вопросу уделяется в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики и в новой программе Правительства Кыргызской Республики – «Стабильность, доверие и новые возможности», где в разделе (2.9.) «Развитие человека как основа будущего» одним из ключевых понятий является формирование «качества человеческого капитала» как главного фактора успеха страны. В связи с чем «в сфере образования… акцент должен быть сделан на качестве предоставляемых услуг».

Эксперты отметили, что при наличии ряда инструментов измерения качества на разных уровнях (от Национальной оценки образовательных достижений учащихся (НООДУ) до оценки на уровне класса и отдельного ученика), до сих пор не сложилась единая страновая система оценки качества. При обсуждении поднимались такие вопросы, как роль аккредитации в обеспечении качества высшего образования, необходимость выстраивания новых подходов в системе оценивания школьного образования, а также оценки сектора образования как важной перспективы.

Полученные по таким мониторинговым исследованиям и оценкам качества образования результаты, как считают участники Круглого стола, должны стать источником информации для принятия обоснованных решений по реформированию образования.

В мировой практике чаще всего качество образования определяют через оценку уровня удовлетворенности потребителей системы образования (общества, родителей, самих учащихся) предоставляемыми в ней услугами. Ключевым в таком понимании качества является содержание образования, которое реализуется через стандарты и связанные с ними программы и учебники. С этой точки зрения, как показывают исследования, проводимые в Кыргызстане, качество образования является не высоким.

Поэтому в центре реформы, которая проводится в последние несколько лет, и стоит перевод системы образования Кыргызстана на новые принципы обучения – компетентностные – закрепленные в стандартах нового поколения на всех уровнях образования. В связи с этим, участники Круглого стола обсудили вопросы повышения качества подготовки стандартов и учебно-методических комплексов, в том числе – за счет создания такого механизма согласования потребностей самой системы образования и общества, как общественный Координационный совет по стандартам и качеству образования, и возможности его взаимодействия с общественным советом Министерства и др. организациями и экспертным сообществом. Создание советов такого типа – общемировая практика, нацеленная на преодоление монополии на разработку стандартов, программ и издание учебно-методических комплексов (УМК), вовлечение широкого круга общественности (представителей бизнеса, гражданского общества, родителей) и экспертов в обеспечение качества нормативных документов и УМК в системе образования.

По мнению участников Круглого стола, создание Координационного совета по стандартам и качеству образования, более активное участие общественного Совета Министерства образования, других экспертных организаций, в процессе мониторинга и оценки качества образования, позволит создать диалоговые площадки для постоянного внимания к этому вопросу и выработке конкретных мер по достижению качества образования на всех его уровнях.

Приложения