Гендерное измерение образования: де-юре и де-факто

Вопросы гендера в контексте устойчивого развития Кыргызской Республики в конце декабря прошедшего 2015гобсудили представители чиновничьего корпуса, педагоги, члены ОС при МОН КР и экспертное сообщество при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра и Европейского Союза.

Это обсуждение в рамках реализуемого проекта Европейского Союза «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане» – серьезный шаг к актуализации гендерного вопроса и образовательной системы. Когда в республике много людей социально уязвимы и большинство из них – женщины и дети, роль системы образования крайне важна для улучшения качества жизни и социально-экономической и политической обстановки в стране. В образовании заложен огромный потенциал для улучшения жизни людей, однако Агентство Социальных Технологий указывает на проблему неравенства и разрыва в образовательных возможностях для мужчин и женщин, а также плохого доступа женщин к обучению и рынку труда.

Став суверенным, Кыргызстан начал присоединяться к разным международным документам: Всеобщей декларации прав человека 1948г, Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Международному Пакту о гражданских и политических правах 1966 года и Факультативным Протоколам к нему; Пекинской Декларации и Платформе действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин 1995г; Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г; Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Конвенции о правах ребенка 1989 г; Целям в области устойчивого развития 2015 года.

Но де-факто негативные социальные экономические характеристики – нищета, болезни, недоедание, невежество касаются прежде всего женщин. Появилось даже такое понятие как «феминизация бедности»: в Кыргызстане средняя заработная плата женщин на 25% ниже зарплаты мужчин, а среди безработных также значительно преобладают женщины.

Доцент КРСУ Надежда Пригода говорит: «Поскольку только 13,4% от количества 3-6-летних детей охвачены детским дошкольным образованием из-за нехватки детсадов, то женщины вынуждены оставаться с детьми и претерпевать снижение собственной экономической активности, терять квалификацию. В будущем это скажется как на ее трудоустройстве, так и карьерном продвижении и заработной плате».
А декларируемые де-юре условия для получения каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья качественного дошкольного и школьного инклюзивного образования де-факто оборачиваются тем, что матери вынуждены пожизненно по уходу за такими детьми сидеть дома.

Таким образом, сама экономическая ситуация в КР создает определенные негативные «гендерные эффекты» и способствует поддержанию гендерных стереотипов, мол, женщина- прежде всего домохозяйка, а ее успехи на рабочем месте воспринимаются скорее успехом весьма относительным. Особенно это касается жительниц сельской местности, где традиционно сохраняется патриархальный уклад в семьях. К сожалению, эксперты констатировали, что такой взгляд на роль женщины в обществе закрепляется уже на уровне учебной литературы.

Так что наличие определенного процента женщин в парламенте или в правительстве не отражает реальную ситуацию с гендерным неравенством. Де-факто проблем у страны в этой сфере остается множество. Это и дискриминация на рабочем месте, и насилие в семье и в обществе, и отсутствие экономических возможностей для женщин, и неравенство в доступе к ресурсам и т.д. и т.п.

Гендер предполагает, что личностное развитие женщин понимается в качестве условия личностного развития мужчин и наоборот – личностное развитие мужчин есть предпосылка женского роста и участия. В результате выигрывает все общество, получая возможность вовлечения громадного потенциала пока неиспользованных творческих сил и возможностей. Но наше общество никак не может отказаться от традиционного взгляда на женщин как на уязвимый слой населения и перейти к признанию полноправного участия женщин во всех социальных программах и проектах в качестве индивидуальностей и творческих личностей.

Эксперты усматривают прямую связь между наличием гендерного равенства и устойчивым развитием, указывая, что гендерная проблема – это проблема развития. А развитие зависит от качества образования, которое, во-1х, ответственно за трансляцию стереотипов, а во-2х, имеет возможность переориентировать сознание, воспользовавшись вновь конструируемыми образцами и моделями гендерных взаимоотношений.

Директор АСТ Зульфия Кочорбаева, говоря о взаимосвязи гендера и образования, отмечает, что женщины в нашем обществе в целом более образованы, чем мужчины: и в школе, и в вузе представители женского пола лучше учатся, получают более высокие отметки, в том числе по математике, физике, химии, черчению и другим предметам, традиционно считающимися «мужскими направлениями». Но, по ее словам, как это ни парадоксально, весь этот потенциал в дальнейшем не реализуется или реализуется только частично.

Исследования АСТ показали, что сегодня в ВУЗы поступают намного меньше девочек, чем мальчиков. Часто это происходит по вине родителей, решающих, что дочери важнее выйти замуж и родить детей, а сыну – найти достойную работу, – продолжает З. Кочорбаева, – Вот отсюда и разница, которую мы видим на рынке труда между мужчинами и женщинами. Или другой пример: государство тратит намного больше средств на обучение мужчин, нежели женщин, хотя сегодняшняя тенденция такова, что неуклонно растет число женщин, желающих поступить в спузы. Постепенно гендерные процессы происходят в направлении сокращения социальной дистанции между мужчинами и женщинами».

Сложно переоценить роль гендерных аспектов образования в устойчивом развитии общества. Чем выше уровень образования матери – тем выше и уровень развитии ее ребенка, а впоследствии- активного гражданина страны. Кандидат юридических наук Надежда Пригода говорит о том, что посещение детьми всевозможных обучающих программ коррелирует с уровнем образования матери: дети матерей с высшим образованием почти в 2 раза чаще помещают такие программы по сравнению с матерями, имеющими основное общее образование.

Одновременно член ОС при МОН КР Айнура Тентиева указывает на прямо противоположную ситуацию, имеющую место даже не в отдаленных регионах республики, а в 40 км от столицы. Она озвучила неутешительные итоги посещения ряда общеобразовательных школ: если в 1 классе уроки посещают практически все ученики, то уже в 8 классе на уроках практически нет девочек, при этом они не записаны в классных журналах как отсутствующие! Причина в том, что верующие родители не отпускают дочь учиться, есть случаи, когда дети работают. « А так как по Закону об образовании в КР гарантируется образование только с 1 по 9 классы, то уже в 11 классе на уроках вообще не было половины учеников, а вместо положенных шести уроков проводились только три! Это вопиющая ситуация, которую школьная администрация объясняет отсутствием учителей-предметников!»

«Опять мы видим, что на бумаге гарантируется образование и культивируется формирование всесторонне развитой личности, но при этом за 24 года Независимости в стране так и нет официальной статистики, сколько же в республике медресе, сколько детей и подростков обучаются там, какого качества там дается образование»,- возмущена учитель истории школы № 24 Кайры Куйкеева.

По мнению представителя АЦПГО Татьяны Темировой, религиозная принадлежность не должна делать человека дезадаптивным, культивировать в нем гендерные предрассудки, предубеждения, стереотипы и стандарты, укорененные в человеческой психике посредством усвоения определенных норм, образцов и национальных обычаев. Гендер не на словах, а на деле означает прежде всего выход на самый глубинный пласт гендерной проблематики – к трансформации психологии, но в школах республики не хватает школьных психологов. В селах ОМСУ пытаются подменить их соцработниками, но те очень далеки от профессии психолога.

Подобные примеры говорят о том, что при стратегическом планировании и в образовании для Устойчивого Развития важно учитывать гендерные аспекты по трем компонентам. Это равный доступ граждан к социальным благам, равные права на участие в экономической деятельности и равные права на безопасную окружающую среду.
Пол и социум, тесно переплетаясь, формируют гендерные особенности каждого из нас. И чем больше будет образованных людей в обществе, как мужчин, так и женщин, тем сильнее будут нивелироваться этнические и религиозные различия, люди станут толерантнее.

Участники круглого стола в ходе активной дискуссии пришли к выводу о необходимости включать гендерные задачи и индикаторы в среднесрочные планы действий МОН КР, сделать гендерный анализ школьных учебников, модернизировать учебные модули повышения квалификации учителей с учетом гендерных аспектов педагогики, также ввести в вариативную часть учебных планов ВУЗов формирование гендерной компетенции и т.д. Цель этой работы – формирование современных гендерных моделей самосознания и типов поведения.

Ирина Байрамукова, TIME:KG