Глобальным тенденциям и страновым инициативам по Образованию для Устойчивого развития в Кыргызской Республике, а также планируемым инициативам по адаптации глобальных целей Устойчивого Развития к национальным приоритетам Кыргызстана был посвящен семинар«Концептуальные основы Образования для Устойчивого развития».
Он состоялся в конференц-зале МОН КР в рамках реализации проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования», который реализуется в КР Фондом им Конрада Аденауэра и ЭД «БИОМ» при поддержке Европейского Союза.
Евросоюз оказывает значительную поддержку сектору образования КР в широких аспектах. Он разделяет свои достижения и ценности со странами и народами, находящимися за ее пределами. В данном случае поддержка идет в одном русле с образовательной политикой и стратегией Кыргызстана в проведении структурных преобразований и реформ. Сегодня Кыргызская Республика активно продвигается в русле новых глобальных инициатив по выработке ориентиров устойчивого развития до 2030 года. Политический курс страны в рамках Национальной Стратегии Устойчивого Развитияявляется залогом и надеждой на повышения качества жизни и учета интересов каждого человека!
Так как комплексный подход для достижения Устойчивого Развития при реализации страновой программы развития применен впервые, соответственно, важной задачей становится повышение потенциала институциональных и человеческих ресурсов в области управления, финансового планирования, составления бюджета, мониторинга и отчетности в секторе образования. За внедрением надлежащих процедур с целью обеспечения прозрачного и эффективного управления секторальной программой сегодня следит Общественный Совет при МОН КР. А для укрепления компетенции ОС для исполнения его роли согласно Закону «Об общественных советах», а также для улучшения взаимодействия ОС с государственными органами и гражданским обществом предназначен проект «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования».
По словам его координаторов Кристины Турзер и Владимира Коротенко, проект нацелен на установление постоянных каналов коммуникации между ОС и правительством, а также ОС и гражданским обществом посредством организации круглых столов, опросов на определение потребностей и нужд и семинаров.Так, на данном семинаре вопросы Образования для Устойчивого Развития страны сквозной темой прозвучали в виде задач и мер практически во всех презентациях.
«Я приехала из Москвы и для меня было большой неожиданностью, что в вашей стране есть такой общественный дискурс вокруг темы ОУР ! В России никакого подобного обсуждения нет! — сказала экосоциолог из РФ Ирина Халий,- Я понимаю, почему он вам необходим: у вас очень маленькие ресурсы и вам их надо сберечь: иного выхода нет! А в РФ экологические риски глубоко локальны и они еще долго не будут касаться всей страны. И это нехорошо! Конечно, Россия – не КНР или Индия, где транснациональные компании используют природные и человеческие ресурсы «на всю катушку»! Но я хочу, чтобы и мы, как Кыргызстан, начали смотреть на все происходящее в стране с широко открытыми глазами и быть очень внимательными ко всему, что происходит вокруг. Это неизбежно должно привести передовую общественность к пониманию — надо двигаться по пути УР, хотя бы на первых порах, как получится».
Такое мнение эксперта с большой буквы – свидетельство первых достижений КР на тернистом пути ОУР (Образования для Устойчивого Развития). А подобные семинары продолжают повышать осведомленность кыргызстанцев – представителей МОН КР, школ и ВУЗов, НПО, международных проектов, экспертов и других участников — о концептуальных основах Образования для Устойчивого развития.
«Природа великодушна. Но и у нее есть границы терпения. А где эти границы? Вот этому и посвящен этот семинар,- таково мнение преподавателя химии Надежды Варкентин,- Человек не должен думать только «от себя», но «от Природы»! Нельзя делить Природу с точки зрения этнических групп и пр. – это не что иное, как попытка Человека поставить себя выше нее. Но только Природа может сказать свое слово-это слово Истины!»
Профессор Эмиль Шукуров призывает установить координаты и смысл человеческого существования в природе и социуме: «Человеческое общество не является вполне автономной самодостаточной системой. Оно погружено в природную среду, которая обеспечивает его базовыми условиями существования, без которых немыслимо не только устойчивое развитие человечества, но и само его существование.Если человек доведет современную биосферу до состояния смены на какой-нибудь иной тип, то никакая наука и техника не помогут ему выжить. Жизнь будет продолжаться. Но уже без человека».
Заслуженный деятель науки КР, эколог Шукуровс сожалением отмечает, что ныне в обществе господствует представление, что образование должно сводиться просто к передаче знаний и воспитанию «что такое хорошо, что такое плохо». «Но это, прежде всего, — приобщение к человеческой культуре и понимание смысла своего существования на планете Земля! – говорит эколог,- Итог образования – всего лишь социальное благополучие, итог же познания – Истина! Сила же проистекает не от числа, но от Истины!»- такое умозаключение не что иное, как аргумент в пользу экологического измерения Развития.
«Только живые и здоровые природные экосистемы могут поддерживать Жизнь на планете,- говорит председатель ЭД «БИОМ» Владимир Коротенко.- Поэтому Устойчивое Развитие делает необходимым включение экологического фактора в систему основных экономических показателей развития».
Такое же мнение высказала участникам семинара и Советник министра экономики Любовь Тен: «Будущие экономисты и будущие экологи должны заговорить на одном языке!»
По ее словам, в настоящее время стремительно истощаются природные ресурсы и загрязняется окружающая среда, а человечество все гонится за ростом ВВП.«Коричневая» или «сырьевая» экономика должна смениться «зеленым развитием», которое должно быть направлено на минимизацию негативного воздействия на Природу.А для этого нужны такие инновации, которые имели бы прикладное значение. Но советник убеждена, что Кыргызстан на сегодня неспособен самостоятельно без внешней помощи продвигать такие инновации даже на 1-2%.
В июле-августе прошлого года Кыргызская Республика подала заявку в «PAGE». И признана одной из лучших.Ключевыми направлениями поддержки в рамках заявки Кыргызстана являются низкоуглеродная энергетика, развитие органического с/х; развитие туруслуг, включая экотуризм; энергоэффективное строительство, минимизация загрязнения окружающей среды от деятельности горнодобывающих компаний; ОУР и безопасные социальные объекты.«PAGE»направленана поддержку около 20 стран к 2020 году помочь им укрепить базовые основы для долгосрочной устойчивости через стимулирование инвестиций в зеленые технологии, а также в природный и человеческий капитал.
Время требует новых подходов в управлении. А значит, важная задача системы образования- формировать у будущих управленцев способность экологического видения происходящих процессов в экономике, социуме, культуре.
Заместитель министра образования и науки Нурмамат Эсенкулов пообещал, что при поддержке Министерства образования и науки КР через Государственную кадровую службу вскоре будет запущена система переподготовки государственных служащих.К сожалению, в настоящее время отмечается большая ротация кадров.
Как сообщила менеджер проекта Гульнара Ботобаева, ЕС планирует новую программу поддержки сектора образования на 2016-2018 период в размере 36 млн евро, из которых 30 млн евро будут перечислены в бюджет страны на финансирование образовательных мероприятий. Остальные 6 млн евро предусматриваются на повышение потенциала министерства образования и министерства финансов, а также для усиления роли гражданского общества в проведении реформ в секторе образования. Для достижения этой цели важная роль отводится повышению финансовой грамотности населения, так как сегодня в Кыргызской Республике имеется существенное несоответствие между бурным развитием и расширением финансового сектора и низким уровнем финансового знания населения о характере и сущности его услуг. Большой разрыв между реформированием системы образования на пути к Образованию для Устойчивого Развития и низкимдоверием населения к органам управления.Только финансово грамотная личность может быть максимально включена в социальную и экономическую жизнь, из таких личностей складывается успешная нация и устойчивое государство.
Недаром даже лидеры стран G20 признали, что финансовая безграмотность с каждым днем становится все более важной проблемой развития и экономического роста. По мнению экспертов, сегодня для повышения уровня экономической и финансовой грамотности правительству необходимо разработать долгосрочные комплексные программы, в реализацию которых необходимо включить государственные органы управления, местные органы самоуправления, систему образования, бизнес, гражданское общество и средства массовой информации.
Семинар был информативно насыщенным и очень полезным в плане образования слушателей.
В завершении Любовь Тен сообщила присутствующим, что уже скоро, в апреле-месяце пройдет Заседание Национального Совета по УР. Он подытожит объем выполненной работы в рамках НСУР 2013-2015гг и определит, какие из заявленных целей выполнены и какие-нет.
А национальный координатор по ОУР в КР Жылдыз Дуйшенова сказала: «Уже сформировано базовое законодательство по УР и одобрено Правительством КР. Сегодня документ находится в Парламенте страны».
« Устойчивости и Развития Всем!»- пожелал профессор Эмиль Шукуров.