Статья посвящена рассмотрению наиболее общих проблем, связанных с осмыслением роли и функций наук об образовании в современной культурно-образовательной ситуации. Отправной точкой исследования служат выступления вице-президента РАО и руководителя экспертного совета ВАК РФ по психолого-педагогическим наукам Д. И. Фельдштейна, посвященные типичным проблемам в диссертационных исследованиях по психолого-педагогическим наукам, а также актуальным вызовам, стоящим перед науками об образовании. В результате последовательной интерпретации основных проблем и противоречий, а также реконструкции некоторых базовых онтологических идей, принадлежащих философии XX века (Л. С. Выготский, М. Хайдеггер, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, У. Эко и др.), предлагается совокупность ключевых идей, задающих как образовательное пространство для XXI века, так и перспективные линии исследования в науках об образовании. Текст статьи открыт для дополнительной проблематизации, изменений в интерпретациях, рефлексии и реконструкции исходных положений.