Ситуация в сфере образования для устойчивого развития в Кыргызстане имеет неоднозначный характер. С одной стороны, в мире и в нашей стране растет интерес к вопросам устойчивого развития, страны заявляют своей приверженности идеологии устойчивого развития, с другой стороны экономические сложности, обрушившиеся на страну, особенно в последние годы, не дают перераспределить ресурсы с сторону развития, да еще и с вектором устойчивое развитие.
На национальном уровне Кыргызская Республика высказала приверженность идеологии устойчивого развития. Был создан Национальный Совет по устойчивому развитию на уровне главы государства, принята Национальная стратегия устойчивого развития до 2017 года, Программа и План Правительства по её реализации. Вопросы образования для устойчивого развития встали во главу угла, так как успех движений в данной концептуальной рамке будет самым прямым образом зависеть от человеческого потенциала, подготовленных кадров на всех уровнях в том числе управленцев, политиков, бизнесменов, ученых, учителей и т.д.
С другой стороны, создание единого, комплексного экологического мировоззрения – процесс не простой и требующий глубокой перестройки как системы принятия решений, так и системы образования. Он требует осмысления таких концептуальных вопросов, как: какого человека-гражданина Кыргызстана должна получить страна для успешного развития в 21 веке; каким будет вектор развития; за счет каких ресурсов; как будет меняться рынок труда и какое навыки, знания и умения будут требоваться. Все это нужно решать, как можно быстрее так как перемены не оставляют нам времени на раздумья.
Данный обзор был подготовлен с целью проанализировать ситуацию в динамике перехода к образованию для устойчивого развития; оценить место и потенциал Кыргызской Республике, выявить основные сложности и выработать рекомендации по их преодолению. При подготовке обзора были проанализированы отчеты, методические и нормативные правовые акты, программы и стратегии развития Кыргызской Республики, проведены интервью с сотрудниками Министерства образования, Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, преподаватели вузов, эксперты, проведено анкетирование директоров и учителей школ.
Аналитической отчет подготовлен в рамках совместного проекта Фонда им. К.Аденауэра и Экологического Движения «БИОМ» «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике», реализуемого при поддержке Европейского Союза. Проект имеет целью повышение роли и улучшение возможностей общественного совета МОН КР и экспертного сообщества в системе принятия решений для реформирования системы образования и повышения прозрачности реформ для общества.