Аналитический обзор “Финансирование сектора образования в Кыргызстане”

Download PDF

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. Инвестиции в образование не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни.

Повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг возможно при наличии и эффективном использовании всех видов ресурсов и прежде всего финансовых средств. В условиях действия рыночных отношений в экономике успешное развитие системы образования обеспечивается путем привлечения и использования различных источников финансирования.

При этом важнейшую роль продолжает играть единственный гарантированный источник финансирования – государственный бюджет.

Существующее состояние системы образования характеризуется недостаточностью бюджетных средств, выделяемых для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Зачастую многие другие проблемы, имеющиеся в системе образования (содержание и качество образования, доступность образования для различных слоев населения, развитие связей с рынком труда и др.), напрямую связаны именно с недостаточным финансированием.

В данном документе представлен анализ системы финансирования сферы образования в Кыргызской Республике в сравнении с некоторыми другими странами (Франция, Чехия, Россия, Эстония).

В рамках настоящего исследования анализируются количественные и качественные аспекты финансирования всех уровней образования, рассматриваются возможные направления оценки их эффективности и определяются основные направления совершенствования модели бюджетного финансирования образования.