В Кыргызстане растут “школьные причины” непосещаемости детьми образовательных учреждений. Такая информация представлена в проекте постановления правительства “Об утверждении инструкции о порядке учета детей школьного возраста”.
Указано, что анализ данных базы министерства наряду с выборкой по Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской и Чуйской областях, включая новостройки Бишкека, показывает, что основные причины непосещения остались теми же, что зафиксированы в исследованиях предыдущих лет:
- личные причины (болезнь ребенка, инвалидность, отсутствие желания у ребенка посещать школу или демотивация родителей),
- семейные причины (необходимость оказывать помощь родителям по дому, ухаживать за младшими детьми и зарабатывать деньги).
У Министерства образования и науки вызывает опасения рост “школьных причин”:отдаленность школы в сельской местности, аварийность школы, неотапливаемые помещения зимой при сохранении процента других причин (развод родителей, участие в семейных мероприятиях, выезд родителей на заработки в ближнее зарубежье).
Ведомство провело проверку, которая выявила следующее количество детей, попадающих в группу риска, которые потенциально могут или пополняют перечень детей, не посещающих общеобразовательные школы.
Всего выявлено:
детей из социально незащищенных семей – 196 945 (17,2%);
детей-сирот – 23 328 (2,2%);
полусирот – 36288 (3,5%);
детей с ограниченными возможностями здоровья – 7 272 (0,7%);
детей из многодетных семей – 47 484 (4,5%);
детей из неблагополучных семей – 25 470 (2,4%);
детей из неполных семей – 48 042 (4,6%);
детей из малообеспеченных семей – 24 903 (2,42%);
детей из семей трудовых мигрантов – 6 788 (0,6%);
детей из семей – участников ликвидации последствий ЧАЭС – 990 (0,04%);
детей из семей – участников войны в Афганистане – 4 203 (0,4%);
детей из семей – участников баткенских событий – 1 521 (0,1%);
детей из семей беженцев – 621 (0,02%);
количество учащихся, посещающих мечети и церкви – 18 099 (2,7%);
девочек, носящих хиджаб, – 2 178 (0,2%);
дети, убежавшие из дома, – 206 детей.
Указано, что необходимо усилить работу органов местного самоуправления в части усовершенствования системы учета населения, что позволит сопоставить данные по детям, не посещающим школу, и выявить детей, в настоящее время “невидимых” для системы образования. Это и будет наиболее эффективной формой учета, при том что у педагогов высокая загруженность, и функции контроля детей вне школы не относятся к их компетенции.