Давно хотелось разобраться, что это такое «реформа образования в Мексике». Реформа провозглашена в 2012 году, протесты – в том числе с жертвами от столкновения с полицией – продолжаются и по сей день. Многие источники освещают их как борьбу за власть между правительством и профсоюзом. Но это лишь малая часть проблемы, а основной вопрос реформы – переход образования в частные руки, а расходов образования – на плечи родителей.
По этому поводу – комикс (напоминаю, Пенья Ньето – президент Мексики, инициатор реформ):
В 2013 году автор статьи в мексиканской LaJornada назвал реформу «приватизацией образования»:
«Приватизация образования превращает 25 млн учащихся различных ступеней и с очень разными экономическими возможностями в рынок, привлекательный для многих. Даже если 33% детей в стране станут ходить в частные школы (сейчас учащиеся частных школ составляют 16%), этого достаточно, чтобы говорить о супер-миллионном бизнесе, хотя экономические и социальные последствия этого бизнеса будут катастрофическими. (…)
«Причина [приватизации образования, образовательной реформы] понятна: образование все более и более видится как хороший бизнес для все большего количества инвесторов, цель которых – получение хороших доходов. Нет сомнений, что они смотрят на образования как на хороший бизнес, потому что, в конце концов, какая разница между сетью школ и сетью супермаркетов? А если к этому прибавить рекламную кампанию по телевидению, банк, выдающий образовательные кредиты, учредить для спокойствия родителей модные рейтинги, соответствующие результаты которых время от времени публиковать, то бизнес пойдет так хорошо, что обгонит и букмекерский, и игорный.
Однако Конституция говорит очень четко — так как была сделана патриотами Мексики, которые многое могли предвидеть — что образование должно быть обязательным, бесплатным и должно обеспечиваться правительством, под его полную ответственность».
Источник: http://www.jornada.unam.mx/201…
Даже в мыслях не было сравнивать Россию и Мексику или наши системы образования, но несмотря на то, что они разные, их приводят к одному знаменателю одними и теми же способами: с одной стороны, уменьшением объема и целостного характера массового образования и превращением его из важного государственного дела в аппетитный кусок для предпринимателей, которым действительно все равно на какой сети делать деньги: супермаркетов, аптек, ломбардов, медцентров или гимназий.
При этом директор школы – выдвиженец из учителей (если он в прошлом таковым являлся) превращается в эффективного менеджера, а не представителя своего коллектива (этому мешает дополнительный нолик в зарплате и полная зависимость не от коллектива, а от начальства), учитель – в бесправного, полностью контролируемого сверху клерка (надо уволить? – для этого есть ежегодная сертификация, которую учитель может и не пройти). Для родителей это означает бесконечную погоню за средствами на репетиторов, дополнительные занятия в школах и кружках. Но самую высокую цену заплатят наши дети, которые в результате не станут хорошо образованными людьми.
Какими бы они ни были разными – образовательные системы в России, Мексике (Бразилии и т. д.), они будут одинаковыми, в результате которых одним – образование, другим (огромному большинству) – только его видимость.