Многие считают, что коррупцию искоренить невозможно. Однако опыт Грузии и Сингапура, например, доказывает обратное. Получается, что при желании и политической воле, ведущих к последовательным действиям, можно, как минимум, уменьшить ее негативное воздействие на общество. А коррумпированность в системе образования приводит к подготовке неквалифицированных выпускников, что, в свою очередь, подрывает будущее государства.
В развитых странах образование и медицина являются приоритетными, потому что только при образованной и здоровой нации возможно процветание.
Так, например, сингапурцы считают, что одной из основных причин их успешного развития является повышение качества образования. Во второй половине прошлого столетия в Сингапуре практически 90% населения были неграмотные. И они начали реформы в системе образования с акцентом на конечного потребителя. Итог их работ на сегодняшний день виден наглядно: процветающая страна с развитой экономикой, с высоким уровнем жизни населения. Кстати, в последнем международном исследовании PISA в 2015 году школьники Сингапура заняли первое место.
В нашей стране образование также является приоритетным направлением и прилагаются конкретные усилия для повышения качества предоставляемых услуг. При этом в нормативных документах Кыргызстана до сих пор нет определения понятия «качество образования», хотя само оно широко используется. Большое внимание этому вопросу уделяется в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики и в новой программе Правительства КР – «Стабильность, доверие и новые возможности», где в разделе (2.9.) «Развитие человека как основа будущего» одним из ключевых понятий является формирование «качества человеческого капитала» как главного фактора успеха страны. В связи с чем «в сфере образования… акцент должен быть сделан на качестве предоставляемых услуг».
В мировой практике чаще всего качество образования определяют через оценку уровня удовлетворенности потребителей системы образования (общества, родителей, самих учащихся) предоставляемыми в ней услугами. Ключевым в таком понимании
качества является содержание образования, которое реализуется через стандарты и связанные с ними программы и учебники. С этой точки зрения, как показывают исследования, проводимые в Кыргызстане, качество образования является не высоким.
Министерство образования и науки КР целенаправленно работает над тем, чтобы улучшить ситуацию. Однако еще много факторов, которые мешают работе по повышению качества образования. И один из них – коррупция в системе образования.
Когда в социальных роликах по телевидению показывают, как студент “разводит” сессию, а после из него получается неквалифицированный специалист, который своей работой наносит вред отдельному человеку или обществу, то это лишь верхушка айсберга. Потенциальные зоны коррупционных рисков в системе образования намного шире: размещение заказов на поставку товаров и услуг; выделение грантов на НИР; прием выполненных услуг и работ; формирование, исполнение и контроль за использованием бюджетных и внебюджетных средств; принятие нормативно-правовых актов; надзор за деятельностью организаций; назначение на должности; выдача аттестатов, дипломов и сертификатов; проведение конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов при найме и аттестации кадров; проведение экзаменов, олимпиад и конкурсов; сдача в аренду помещений и земельных участков; строительство и ремонт; прием в детсады, школы, вузы, аспирантуру, докторантуру и т.д. И это не полный перечень, зона риска постоянно обновляется. Как говорится: “Голь на выдумки хитра”. И коррумпированность даже в одной из этих зон в той или иной мере может влиять на общее качество образования.
Что делать? Продолжать последовательно реализовывать план по демонтажу коррупции; обеспечивать прозрачность и открытость процедур и политики в системе образования; создать равные условия для справедливой и честной конкуренции в образовании и академическом сообществе и т.д.
Все министрества, в том числе и МОН КР, обязаны разработать и внедрить в свою систему антикоррупционные меры. Что, в принципе, и выполняется. Кроме этого, и правоохранительные органы ведут борьбу со взяточничеством. Однако пока само общество не осознает, что коррупция является социальным злом, которое затягивает нас в “болото” необразованности и некомпетентности, трудно будет ее искоренить.
Представители старшего поколения утверждают, что они, в свое время, получили качественное образование при советской системе. И это правда. Но после развала СССР мы приняли демократический путь развития с рыночной экономикой. Если в советское время разработка программ, стандартов и оценка качества образования было монополией государства, то в условиях рынка необходимо вовлекать гражданский сектор.
Общественный Совет МОН КР и выполняют функцию моста между обществом, государством и учебными заведениями, чтобы обеспечить открытость и прозрачность в деятельности школ и вузов. Тем более, если мы платим в детсады, школы и вузы за обучение наших детей, то вправе требовать качество предоставляемых услуг и получать информацию о том, как и на что расходуются эти средства. Вовлеченность общества расширит сферу ответственности и создаст условия для открытости и прозрачности проводимых реформ в системе образования, что будет способствовать уменьшению коррупционных схем. Участие ОС в разработкое аниткоррупционных мер только повысит эффективность борьбы с этим злом. Потому что ОС будет доносить глас народа.
Но сам ОС МОН КР то же нуждается в поддрежке. Для чего Фонд Конрада Аденауэра в партнерстве с ЭД “БИОМ” при финансировании Европейского Союза реализуют проект “Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызстане”. Проект имеет два фокуса – развитие потенциала самого Общественного совета МОН КР, для чего проектом проведена серия мероприятий для повышения потенциала ОС, – и поддержка реформ в секторе образования через анализ ситуациив в этой сфере и разработку на этой основе рекомендаций по дальнейшему развитию образования.
По мнению экспертов, даже закон о противодействии коррупции априори не может быть реализовани без общественной поддержки. Поэтому ни антикоррупционные, ни карательные меры не будут достаточно эффективными, если само общество не захочет от нее избавиться. ОС МОН КР и старается донести эту идею до общества.