Документ разработан ведущими экспертами Киргизии и описывает условия, которые должны обеспечить подготовку будущих специалистов к требованиям рынка труда. Большое значение в концепции придается функциям, задачам, предполагаемой структуре Национальной квалификационной системы (НКС) в КР, а также принципам ее разработки, внедрения и совершенствования. Документ описывает возможные риски, включая организационно-управленческие, финансовые и нормативные, которые нередко возникают в ходе выполнения масштабных планов.
– Работа над концепцией началась еще в прошлом году, – говорит эксперт министерства образования и науки КР Лариса Марченко.
– А реализация ее положений будет поэтапной, причем достижение главных задач намечено на 2020 год. Документ могу назвать стратегическим, поскольку он интегрирует целый ряд важных реформ, которые уже идут в стране. Проект концепции уже рассмотрен на коллегии министерства образования и размещен для общественного обсуждения на нашем сайте. Учитывая то, что обсуждение вопросов квалификационной системы и ее ядра – квалификационных рамок – идет в Киргизии уже несколько лет, одобрение концепции Национальной квалификационной системы на коллегии – важный шаг в продвижении этой идеи до уровня конкретной и многообразной деятельности. И стоит отметить: рекомендации со стороны преподавателей продолжают поступать до сих пор. Много вопросов от родителей дошкольников, учащихся среднеобразовательных учреждений и лицеев. Большую заинтересованность также проявляют студенты вузов, воспитатели и педагоги профильных учреждений. Анализ всех поступивших замечаний и предложений по результатам общественного обсуж-дения поможет в подготовке проекта постановления правительства КР.
Большую помощь в подготовке концепции оказал проект общественного движения “БИОМ” и Фонда Конрада Аденауэра “Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в КР”, реализуемый при поддержке Евросоюза. Эксперты проекта активно участвуют в разработке концепции квалификационной системы, проводят мониторинг деятельности, тесно работают с сотрудниками министерства.
“Когда нет контроля, невозможно понять противоречия, неизбежно возникающие во время реализации очень серьезных, перспективных задач, – говорит ассистент проекта Алексей Курохтин. – Основная цель нашего проекта заключается в том, чтобы вовремя выявить недостатки и на основе результатов предложить новые направления для работы”.
Систематизировать процесс реформ, сделать его более эффективным, как отмечают отечественные аналитики, и позволит создание НКС. Кстати, такие системы уже работают более чем в 150 странах мира. Россия и Казахстан тоже идут по этому пути, и подобные структуры становятся ядром реализации реформ в профессиональном образовании.
– Одна из проблем состоит в том, что реформы в Киргизстане начаты, но, к сожалению, идут несистемно, часто не сопоставимы друг с другом, порой их движение даже тормозится, – делится мнением национальный эксперт по реформированию высшего образования в Киргизии, ректор Бишкекской финансово-экономической академии Светлана Сирмбард. – То есть какие-то вопросы “утрясли” на уровне пилотных проектов, но до внедрения хороших практик проходят годы. В качестве примера можно привести государственные образовательные стандарты. Первые продукты по ним были подготовлены еще в 2007-2009 годах, решение о переходе на двухуровневую систему обучения (бакалавр – магистр) было принято в 2011-м, а сами госстандарты введены с сентября 2015 года! Это очень сильно стопорит все процессы, идущие в высших учебных заведениях.
Так, по словам Светланы Сирмбард, система высшего образования в Киргизии, к примеру, нуждается в гарантиях обеспечения качества. Обеспечить его может независимая аккредитация вузов. Однако насколько готова к ее проведению республика – большой вопрос.
– К великому сожалению, законодательство КР предполагает аккредитацию всех образовательных организаций, – говорит она. – То есть начиная от дошкольных и заканчивая профессиональными лицеями, хотя во всем мире она касается только высших учебных заведений. Такой подход говорит о том, что на национальном уровне нет ясного понимания, зачем и кому это нужно и как с этим работать. Я уже не говорю о самой модели аккредитации: каким требованиям она должна соответствовать? Требования к аккредитационным агентствам в настоящее время являются достаточно размытыми, а процедуры их признания требуют доработки. Кстати, сейчас в большинстве других стран аккредитацией вузов занимаются государственные структуры. Они отделены от профильных министерств, но проводят единую политику.
– На мой взгляд, в сфере обучения детей и молодежи сложно обойтись без взаимодействия с другими странами, – продолжает эксперт минобразования и науки КР Лариса Марченко. – Напомню, соглашение о создании общего образовательного пространства среди стран-членов СНГ было подписано еще в 1997 году. Взаимодействие между нашими странами активно развивается в разных форматах, например, уже прошло 5 съездов работников образования государств Содружества, где обсуждались ключевые проблемы на всех уровнях образования и шла речь о результатах экспериментов в этой важной сфере.
– Мы разрабатываем образовательные стандарты, но не учитываем того, что происходит на рынке труда, – констатирует Светлана Сирмбард. – Идет много дискуссий по поводу качества подготовки выпускников программ бакалавриата, магистратуры, но мало кто обращает внимания на то, что эти академические степени должны признаваться как внутри нашей страны, так и за рубежом. Только в таком случае наши выпускники будут востребованы и конкурентоспособны. Печальный пример – Туркмения, где выпускники средних школ с девятью классами не могут поступить в вузы других стран (кроме собственной) для получения высшего образования. Чтобы в Киргизии не возникло такой же тупиковой ситуации, нам необходимо знать внутренние потребности и непременно учитывать тенденции в образовательной сфере за ее пределами. Главное же – правильно оценить то, что способен делать наш выпускник потом, на рынке труда и в определенных жизненных ситуациях. Концепция – это лишь точка отсчета, основной объем работы в целом рассчитан на два года. Конечно же, для повышения качества обучения потребуются серьезные организационные, финансовые и человеческие ресурсы.
– В России с 1 января 2017 вступил в силу федеральный закон “О независимой оценке квалификации”, – продолжает Светлана Сирмбард. – То есть неважно, в вузе или путем самообразования получен тот или иной навык, человек имеет право получить документ, подтверждающий его компетентность. Эти шаги свидетельствуют о профессиональном подходе к решению насущных проблем. Ясно, что в качестве участника Евразийского экономического союза, особенно учитывая рост масштабов миграции, нам волей-неволей приходится ориентироваться на опыт и достижения дружественного государства. Но ведь невозможно просто взять и автоматически перенести их на нашу почву. По понятным причинам прежде надо позаботиться об адаптации новаторских предложений к системе и условиям Киргизии. Если российскими профессиональными стандартами занимается такая мощнейшая организация работодателей как Союз предпринимателей РФ, то у нас таких влиятельных структур пока нет. Значит, стоит искать и ускоренно внедрять наиболее приемлемые варианты реализации образовательных реформ.
В Киргизии действуют 50 вузов, 31 из них являются государственными высшими учебными заведениями, 19 – негосударственными.
Лариса Марченко, советник министра образования и науки КР:
– Целевые ориентиры в работе ведомства обусловлены положениями Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на 2013-2017 годы и Стратегии развития образования до 2020 года. Если мы говорим об устойчивом развитии, то подразумеваем совокупность трех взаимосвязанных аспектов – экономики, социальных программ, экологии, которые способствуют созданию для человека возможности хорошо жить в сегодняшнем мире и сохранить его для будущих поколений. Поэтому Стратегия развития образования обеспечивает переход к образованию для устойчивого развития – основе устойчивого общества. Выработка же квалификационных требований, учитывающих потребности развития страны, является одним из самых важных направлений деятельности системы образования КР.