В течение почти двух с половиной лет велась работа в рамках совместного проекта экологического движения “БИОМ” и фонда имени Конрада Аденауэра “Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования Киргизской Республики”. Финансовую поддержку оказывал Европейский союз. Основное внимание в проекте уделялось созданию возможностей для постоянного обмена мнениями между чиновниками и гражданскими активистами.
Это касается каждого
– Молодежь составляет более 50 процентов населения Киргизии, и сегодня мы очень серьезно задумываемся о будущем страны, – комментирует советник президента КР, кандидат философских наук Мира Карыбаева. – Пришло время говорить о качестве этого поколения, насколько оно здоровое, образованное, каких ценностей придерживается, соответствует ли требованиям современности. На текущем этапе развития все ступени и сам уровень образовательного процесса нуждаются в определенной ревизии. Если после объявления суверенитета стояли задачи элементарного выживания, борьбы с бедностью, сохранения хотя бы прежнего уровня образования, то теперь появилась необходимость внедрять новые стандарты обучения, воспитания, качественного улучшения образовательной среды для детей и молодежи.
Проект, по словам Миры Карыбаевой, помог проанализировать состояние системы образования и понять, что она в действительности может дать, например, школьникам или студентам. “На основе полученных выводов можно планировать конкретные задачи, – говорит советник президента КР.
– Это особенно важно, когда в республике осуществляется переход к так называемому умному обществу (SMART коом), где уровень образования станет главным потенциалом развития”.
Не за страх, а за совесть
Несмотря на сложности, в рамках проекта удалось добиться поставленных целей. Одна из них – активизация работы общественного совета министерства образования и науки КР (ОС МОН КР), который в качестве консультативно-наблюдательного органа занялся мониторингом реформ, выработкой рекомендаций правительству.
– Значимым результатом проекта можно считать то, что граждане стали активно участвовать в процессах принятия решений на политическом уровне, – отметил менеджер образовательных проектов представительства ЕС в КР Гульнара Ботобаева. – Общество вправе знать об истинном положении дел в сфере обучения и воспитания молодого поколения. Примерно таким же образом обеспечивается прозрачность реформ в образовательных системах европейских государств.
Сначала даже некоторые члены общественного совета МОН республики, не говоря уже об активистах из числа родителей учащихся, не понимали необходимости и даже самой сути реформ. Инициаторы проекта сталкивались с недоверием чиновников и местных властей, неуверенностью некоторых ветеранов-педагогов. Но постепенно настойчивость вкупе с высоким профессионализмом ведущих отечественных специалистов и зарубежных экспертов сумели заинтересовать людей. Со временем сложился устойчивый коллектив единомышленников, действующих согласованно, понимающих и продвигающих процесс реформ в сфере образования КР.
Подспорье – международный опыт
Вместе с тем каждому из участников проекта сразу было ясно одно: без пошагового выполнения задач, применения собственных наработок и, разумеется, терпеливого изучения лучшего международного опыта не обойтись. Все эти детали были полностью учтены партнерами – биомовцами, представителями фонда имени Конрада Аденауэра и миссий Европейского Союза.
– В рамках проекта были организованы обучающие тренинги, тематические семинары и круглые столы, характеризующиеся жаркими дискуссиями, – рассказывает менеджер проекта Алексей Курохтин. – Популярным стал формат общественных слушаний. Прозвучала масса полезных и важных предложений и рекомендаций. Мы приглашали к разговору членов общественного совета, руководителей и ведущих специалистов отраслевого ведомства, преподавателей школ и вузов, ученых-практиков, активистов из родительских комитетов, представителей СМИ. Многим участникам запомнились и поездки в регионы, тематические исследования в ряде пилотных школ. Большой интерес был проявлен к международному опыту проведения реформ. Подробнее об этом можно прочитать на сайте www.monitoring.edu.kg.
По словам общественного советника министра образования и науки КР Ларисы Марченко, все вопросы рассматривались через призму Национальной стратегии устойчивого развития.
– В частности, речь шла о разработке учебных программ, – рассказывает она. – Широко обсуждались проблемы финансирования системы образования, управления ею. Как одна из важных задач обсуждалась необходимость создания новых учебников, методических пособий и специализированной литературы. Мы акцентировали внимание аудитории на необходимости разработать новые стандарты качества знаний, которые в условиях рыночной экономики должны получать дети и молодежь. В рамках проекта обучали процедурам проведения мониторинга, методам оценки и механизмам контроля качества образования не только педагогов, но и представителей гражданского сообщества. От лица всех участников проекта хочу поблагодарить партнеров из фонда имени Конрада Аденауэра и миссии Евросоюза за своевременно предоставленную консультативную и финансовую помощь.
– Что касается применения в КР иностранного опыта, то положительным моментом, на мой взгляд, является некоторое сходство трудностей, возникших в силу известной исторической общности в системах образования России и Киргизии, – поделился доктор экономических наук, эксперт фонда имени Конрада Аденауэра, профессор Андрей Зыбкин. -Примечательно, что в рамках таких проектов у киргизстанцев есть возможность узнать о новаторских идеях российских и зарубежных коллег, успешно применять их наработки на практике, избегая ошибок, что, безусловно, способствует ускорению процесса реформирования.
Компетентно
Андрей Зыбкин, профессор, доктор экономических наук:
– Все поставленные в рамках проекта задачи решены. Особенно это касается качественного роста и активизации общественного совета МОН КР. Хорошо помню, каков был психологический настрой участников в самом начале реализации намеченных планов. Ведь для них тогда многое было в новинку: представленный на семинарах передовой опыт России, Германии и некоторых других европейских стран, понимание важной роли гражданского сообщества, необходимости его тесного взаимодействия с профессионалами в процессе реформирования системы образования. Периодически проводимое нами анкетирование, организация встреч с педагогами и учащимися пилотных школ, близкое знакомство с состоянием дел в областях и районах, подготовка весомых докладов и выступлений на общественных слушаниях, более четкое распределение функциональных обязанностей внутри самой неправительственной структуры – все это принесло свои плоды. Между министерством и общественным советом налажено сотрудничество. Это, на мой взгляд, будет способствовать успешному проведению реформ в системе образования.