За прошедшие годы Кыргызская Республика уверенно и настойчиво активизирует свое участие в контексте глобальных инициатив по формированию целей Устойчивого развития.
В рамках семинара «Концептуальные основы образования для Устойчивого развития», организованного Экологическим движением «БИОМ» при поддержке Европейского Союза и Фонда им Конрада Аденауэра в рамках проекта ЕС «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования», были подведены некоторые итоги работы нашей страны в этом направлении и обозначены перспективы на период после 2015 года.
Важными достижениями республики стало подписание основополагающего документа по вопросам развития – Декларации тысячелетия. Тем самым Кыргызстан взял на себя обязательства по выполнению восьми целей этой Декларации, охватывающих огромный пласт проблем, стоящих перед всеми странами мира, независимо от уровня их развития. Цели развития тысячелетия стали мировым барометром, позволившим объективно оценивать успехи и неудачи в развитии стран, присоединившихся к этой инициативе. Прошлый год стал годом 15-летия работы программы в Кыргызстане.
Одновременно в прошедшем году им на смену пришли уже 17 Целей устойчивого развития, выработанных благодаря диалогу более чем с 5 000 респондентами.
«Кыргызстан сумел достичь определенного прогресса в достижении ЦРТ. Это касается, прежде всего, сокращения уровня крайней бедности, под которой подразумевается доход на одного человека меньше одного доллара в день, а также обеспечения экологической устойчивости. Ряд целей все еще требует повышенного внимания, а некоторые, скорее всего, не могут быть достигнуты, в том числе связанные с сокращением материнской и детской смертности, борьбой с ВИЧ/СПИДом и обеспечением гендерного равенства, – сказала советник министра экономики Любовь Тен. – Важно, что за прошедшие 15 лет в процессе реализации ЦРТ страной были извлечены полезные уроки».
Конечно, в первые годы координационный механизм был еще слаб, но в 2009 году создали институциональный механизм управления – Координационный комитет по ЦРТ. После того, как в 2012 году был официально объявлен политический курс страны на устойчивое развитие, в КР сформировали базовые законодательные и методологические основы стратегического планирования Устойчивого развития, был разработан и апробируется обучающий модуль по Устойчивому развитию для государственных и муниципальных служащих и другой целевой аудитории. Индикаторы ЦРТ были имплементированы в Национальную стратегию устойчивого развития. «Благодаря этой большой работе КР вошла в число ста пилотных стран по целевым стратегическим ориентирам и переходу к стратегии Устойчивого развития», – отметил премьер-министр КР Темир Сариев. – Сегодня Кыргызстан политически и стратегически определился с будущей моделью развития, ориентированной на Устойчивое развитие».
«2015 год стал новой «точкой отсчёта» в развитии Кыргызстана в контексте глобальных инициатив по формированию целей на период ПОСТ ЦРТ-2015», – подчеркнула Любовь Тен.
Советник представила участникам семинара 17 Целей УР и три ключевых этапа Дорожной карты по имплементации ЦУР в долгосрочный концепт устойчивого развития – 2030. Это анализ и оценка реализации НСУР за 2013-2015 года и рекомендации по обновлению НСУР. Здесь же проведение национальных консультаций, общественное согласование и адаптация глобальных ЦУР и утверждение их Комитетом ЦУР. И, наконец, это рекомендации по интеграции ЦУР в Долгосрочную стратегию УР до 2030 года.
Заместитель министра образования Нурмамат Эсенкулов отметил важность внедрения образовательного модуля по ЦУР. Стратегии ЕЭК ООН по ОУР обеспечивают основу компетенций как результаты обучения для всех уровней образования. Они могут быть классифицированы как методологические (умения), социальные и личностные
Однако тут же было заявлено, что хотя «кадры решают все», но у нас пока такие кадры в дефиците. МОН КР собирается запустить систему переподготовки госслужащих.
Анализ отраслей экономики Кыргызстана, презентованный участникам Советником Любовью Тен, показал, что в настоящее время вопросы УР не нашли должного отражения во всех отраслях производства в системе отечественного образования. Однако выявлено, что каждая отрасль обладает большим потенциалом в области интеграции Устойчивых навыков и «зеленых» специальностей в системе начального, профессионального, среднеспециального и высшего образования. Существует необходимость внедрения УР во всех областях и система образования должна в этом случае работать на опережение. В системе экологического образования и воспитания завершающий этап принадлежит высшим учебным заведениям, во многих из которых уже введены курсы по основам экологии, изучению природных ресурсов и охране окружающей среды. В ряде вузов открыты кафедры экологической ориентации: «экология и природопользование», «защита окружающей среды», «природоустройство». Также было отмечено, что, несмотря на усилия страны в продвижении ОУР, пока еще остро ощущается отсутствие учебной и методической литературы как на русском, так и на кыргызском языках.