«Качественное» образование без качества

На фоне многих проблем отечественного сектора образования самые большие нарекания в последние годы вызывает качество обучения. Причем, это касается обучения на всех ступенях – от дошкольного до вузовского.

«Проблема снижения качества образования в Кыргызстане за годы Независимости реальна: только за последние 4 года мы «отпрыгнули» назад на целых 7 лет,- говорит заведующая отделом мониторинга и стратегического планирования МОН КР Лариса Марченко,- Увлекшись реформами, мы забыли о качестве!!! И куда мы придем? Пока передовые и развивающиеся страны наращивают образовательный потенциал, Кыргызстан на 50 баллов отстал от Перу, занявшего последнее место в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, осуществляемой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР».

Кыргызстан дважды принимал участие в Международном исследовании образовательных достижений 15-летних учащихся (PISA) – в 2006 и 2009 годах. Целью участия было соизмерение скорости образовательного процесса в мире и в нашей стране. Трижды параллельно с участием в PISA в соответствии с государственными образовательными стандартами проводились исследования НООДУ (Национальная оценка образовательных достижений учащихся 4-х и 8-х). Результаты показали очень низкий уровень по математической грамотности, по грамотности чтения и понимания и по естественнонаучной грамотности.

«О каком качестве можно говорить, если 20% педагогов в нашем эколого-экономическом лицее №65 не имеют педагогического образования! А ведь это одно из уважаемых учебных заведений столицы! – говорит его директор Ольга Солошенко,- Если оценивать качество нынешнего образования – то факты «говорят» сами за себя: с каждым годом уровень знаний у выпускников падает!»

«Это очень тревожные сигналы для системы образования, – говорит директор Института гуманитарного проектирования Татьяна Третьякова,- Во-1х, у нас многие чиновники не знают, что оценка качества и реформа системы образования – разные вещи. Во-2х, само понятие «качество образования» как таковое не зафиксировано на государственном уровне. В результате каждая группа понимает качество по-своему и использует для его обозначения разную терминологию».

Действительно, «качественное образование» для родителей – это возможность их чада поступить в выбранный ВУЗ; для учебных заведений – смогут ли их выпускники продолжать обучение или найти хорошую работу после выпуска; для бизнеса – соответствие знаний учащихся требованиям рынка труда; для местного сообщества – какой вклад учащийся сможет внести в развитие айыльного аймака; для государства – какая идеология формируется в обществе в результате учебы его граждан. На межгосударственном уровне понятие «качество образования» от неотделимо возможности обеспечения мирного сосуществования народов и государств.

В современном мире образование является фундаментальной основой преуспевающего общества и процветания экономики. Образованные граждане – стратегический ресурс нации. Сегодня это понимают кыргызстанцы, демонстрируя высокий всплеск академической общественности в области развития. Однако за 24 года Независимости образовательной системой не выработана даже единая терминология по одному и тому же понятию. «В национальных куррикулумах применяется термин «компетенция», а в ВУЗах – «компенсация»,- приводит пример ректор БФЭА Светлана Сирмбард. Также она говорит об отсутствии четкой связи между разными уровнями образования, о том, что в стране работает множество образовательных проектов, абсолютно не взаимодействующих между собой. Таким образом все попытки «сделать как лучше» приводят МОН КР, Кыргызскую Академию образования, Экспертный Совет при Президенте КР, экспертные группы при Правительстве и других участников процесса к неутешительному результату – «получилось как всегда».

В итоге Кыргызстан, который громко заявил мировому сообществу о том, что здесь образование ценится и что по количественным показателям в сфере высшего образования он вышел на первое место в СНГ, до сих пор занят теми образовательными стандартами, начало которым было положено еще в 2007 году! По словам российского эксперта Андрея Зыбкина, за это время РФ уже успела отказаться от того, над чем мы продолжаем безуспешно корпеть!

Проблема качества образования сопряжена со множеством «болевых точек». Так, по данным МОН КР, обеспеченность школ республики учебниками на 1 сентября 2015 года составила 78%. В последние четыре года не отслеживалось, в каких школах и какими учебниками пользуются. Катастрофически не хватает педагогических кадров, уровень профессорско-преподавательского состава учебных заведений оставляет желать лучшего. Статус профессии учителя остается низким. В учебный процесс слабо внедряются инновационные технологии. Пагубная тенденция последних лет – частые кадровые перестановки; принятие законов, но неумение с ними жить. Яркий тому пример – Закон об образовании требует провести аккредитацию всех учебных программ, но нет критериев для аккредитации, нет и денег на эту дорогостоящую процедуру. По данным МОН КР, только одна аккредитация обойдется учебному заведению в 2 -2,5 тысячи евро!

В Национальной стратегии устойчивого развития КР и в новой программе Правительства КР «Стабильность, доверие и новые возможности» уделяется большое внимание вопросу «формирования качества человеческого капитала» как главного фактора успеха страны. Образовательная же система должна стать главным инструментом устойчивого развития. «Поэтому пора перейти от мониторинга исполнения стратегических документов к мониторингу сектора образования и создать Общественный Совет по стандартам и Качеству образования»,- убеждена Лариса Марченко.

«Создание советов такого типа – общемировая практика, нацеленная на преодоление монополии на разработку стандартов, программ и издание учебно-методических комплексов, вовлечение широкого круга общественности (представителей бизнеса, гражданского общества, родителей) и экспертов в обеспечение качества нормативных документов и учебно-методических комплексов в системе образования»,- говорит председатель ЭД «БИОМ» Владимир Коротенко.

В КР действует Закон «Об общественных советах государственных органов». ОС – важный механизм общественного наблюдения за деятельностью как министерства образования, так и учебных заведений республики. «В условиях информационной закрытости и непрозрачности для потребителя деятельности системы образования, слабого развития механизмов обратной связи роль общественного совета в развитии политики качества образования возрастает»,- убежден Председатель ОС при МОН КР Артур Бакиров.

Сегодня квалифицированные специалисты – члены ОС ставят задачу в рамках реализуемого в республике проекта ЕС в лице Фонда имени К. Аденауэра «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане» проводить ревизию текущих реформ и помогать своими знаниями и опытом. «Также ОС призван стать органом с реальным потенциалом и эффективным антикоррупционным механизмом,- считает представитель фонда имени Конрада Аденауэра Томас Кунце.
«В рамках взаимоотношения Кыргызстана и Евросоюза особое место отводится образованию, так как в высоко развитом обществе давно сформирован стабильный спрос на образовательные услуги, – говорит координатор проекта Кристина Турзер, – ЕС одной из важнейших задач ставит выработку единого для всех субъектов образовательного процесса понятия «качество образования» и реализацию мер по его достижению».

Как показывает мировой опыт, для этого необходимо привлекать людей, которые непосредственно реализуют эти стандарты и тех, кто видит результаты их освоения – представителей бизнеса, гражданского общества, родителей. Поэтому планируется создание Координационного совета по стандартам и качеству образования, призванного стать экспертной площадкой для отслеживания качества стандартов и учебников, а также учебных комплексов на всех уровнях образования.

«Данный Координационный совет позволит создать диалоговую площадку для постоянного внимания государства и общественности к вопросу качества образования на всех его уровнях и выработке конкретных мер по его достижению»,- говорит координатор проекта Владимир Коротенко. У отечественной системы образования в лице Европейского Союза появилась серьезная точка опоры. А она, как известно, способна перевернуть, ну если не весь мир, то хотя бы систему оценивания качества нашего образования.

Ирина Байрамукова, day.kg